Тиетта. 2017, N 2 (40).

творческая галерея / Art gallery предметный «Чёрный квадрат» разрешается сра­ зу и предметностью, и полихромией. В. Колейчук в этой ситуации - майевт. По нашему - акушер. Он профессионально принял роды у «Чёрного квадрата». Плодоносная бездна! Новая работа ма­ стера - «Звезда Малевича». Ослепительная точка сингулярности вспыхнула в предвечной бездне? Мы помним и о красной, и о белой модификаци­ ях беспросветного «Чёрного квадрата». Тьма бе­ ременна цветом. Пустотность чревата вещностью. А. Колейчук (дочь мастера) в своём «Белом ква­ драте» показала это со всей убедительностью. 3. звук ОМ! - Ответно на магический звук индуизма пустота отзывается вибрацией - и зачинает кос­ мос. - ОМ! - На эту ноту настроены и самонапря- гающиеся колокола В. Колейчука. От них исходит творящий звук. Свет - это от начала: с момента Большого Взрыва. Да будет Свет! Звук мы связы­ ваем с колебаниями в различных средах. Прежде всего в атмосфере. Куда как более позднее явление! Ах, верно ли? Недавно на релятивистком ускори­ теле RHIC удалось воссоздать акустику Большого Взрыва. Тогда колебалась кварк-глюонная плазма. Внимая музыке творения, я ловил себя на мысли: где слышал нечто подобное? Ну да, овалоид В. Ко- лейчука! Подумалось: вот он играет на своём ин­ струменте - и где-то вакуум в резонанс выбрасы­ вает вовне новые миры. Звук и цвет были едины - как бы изначально синхронны - в прозрениях A. Скрябина. Его поиск продолжил Б. Галеев. B. Колейчук дружил с ним. Проблема светому­ зыкального синтеза не могла пройти мимо него. Вклад мастера в эту сферу существенен. И весьма оригинален! Дизайнер работает одновременно и с светом, и с звуком. Они взаимодействуют в про­ странстве его выставок. Звук у В. Колейчука идёт из мировой глубины. Он кажется первичным. Всё остальное - эпифеномены. 4. Ф орм а Морфп! Ей наши оды и гимны. В начале была Морфп. Или Форма. Или Идея - Эйдос - Архетип: это по сути синонимы - из словаря Платона. Фор­ ма - условие Бытия. Его организующая первоо­ снова. Если хотите - крепёжный каркас. Гарант того, что оно именно Бытие, а не мнимость. Пред­ посылка эволюции - её дерзких преобразований - её фантастических метаморфоз. Выставки В. Ко- лейчука напоминают нам об этом. Бог начинал как величайший - непревзойдённый - конструк­ тивист. В качестве прототипа при создании чело­ века Бог взял самого себя. Зримо проявляя глу­ бинные Пра-Формы, В. Колейчук раскрывает своё богоподобие с потрясающей убедительностью - Л “ \ 1 Творец ревнует к нему. Конструкции мастера бо­ жественно прекрасны. Это не только ценностное, но в первую очередь сущностное - онтологически весомое - определение. Чего стоят «Крылья»! Они в моём сознании стоят рядом с Никой Самофра- кийской. В. Колейчук - абсолютный формалист. Это ли не восхваление? Формы В. Колейчука пол­ ны всклень высшими смыслами бытия. Нет ниче­ го в мире содержательней их. Дабы удерживать мир от распыла и распада, Морфп должна быть ладной - совершенной - безэнтропийной. Такой она выходит из-под рук В. Колейчука. 5. с тр у к ту р а Единое - экстремум для философии. Оно уходит и от чувства, и от рассудка - им не за что зацепиться: никаких различий - тем более кон­ трастов. Единое бесструктурно. Если есть части - то какое Единое? Это уже Многое. Единое просто и пусто. Не лучше ли сказать: ничтойно? Раздвое­ ние Единого - начало всего и вся. Начало струк­ туры! Теофания - явление Бога. Творчество В. Ко- лейчука - Структурофания. Это мистериально! Мы воочию видим: Структура самовыстраивается - самонастраивается - самопреобразуется. Я бы добавил: самоподстраховывается - ведь нельзя об­ рушиться в хаос, дав энтропии взять верх над со­ бой. Отсюда целесообразность в самостановлении Структуры. Конструктивизм и витализм: вы про­ должаете думать, что это несовместимо? В. Ко- лейчук превратил антонимы в синонимы. Струк­ тура - и механика: это дискретное соединение частей. Структура - и органика: это континуаль­ ная - нигде не дающая разрывов - связь элемен­ тов. Космос В. Колейчука - как у Платона - явля­ ет нам особую форму жизни. Хотите вглядеться в текстуру её ткани? Красотища! Это пиршество эстетики. Торжество Структуры - её апофеоз: вот что такое творчество В. Колейчука. 6. пр о стр ан ство - Не геометр да не войдёт! - Такая надпись красовалась над входом в академию Платона. В. Колейчук показал одну из своих работ - и его сразу пропустили. Кто-то работает с глиной - кто-то с красками - кто-то со светом. В. Колейчук - с пространством. Оно особое - как бы приват­ ное. Или эксклюзивное. У него нет ничего общего с пустым вместилищем тел И. Ньютона. Оно не похоже на четырёхмерное многообразие Г. Мин- ковского - А. Эйнштейна. Если искать аналогию, то ближе всего здесь будет Дж. Уилер с его оше­ ломительной дефиницией: «Материя есть воз­ буждённое состояние геометрии». Что делает В.Колейчук? Динамизирует пространство! Вно­ сит в него нечто витальное! Освобождает его по

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz