Тиетта. 2017, N 2 (40).

творческая галерея / Art gallery Г В. Колейчука. Скажем так: божественная лёгкость! Слово и дюраль? Важен не субстрат, а дух, полня­ щий его. В обоих случаях это дух свободы. Программное 1. с в е т А. Эйнштейн показал: излучение - вместе с пространством, которое его переносит - реаги­ рует на гравитацию. Искривляется под его влия­ нием. Даже замыкается на себя! Это мы видим в «Атоме» В. Колейчука: несмотря на различие мас­ штабов, он ассоциируется ещё и с релятивисткой гиперсферой - излучение как бы пленено ею. Ша­ ровой аквариум космоса! И фосфоресцирующий планктон внутри него! Впечатляющее зрелище. Релятивистские эффекты В. Колейчук создаёт без помощи гравитации. Оптическая часть электро­ магнитного спектра сама собой охотно подчиня­ ется всем его мановениям. Свет как волна - и свет как поток частиц: это великая антиномия физи­ ки. Вот феерия дифракции - вот пуантилизм фо­ тоэффекта: как совместить - соединить - согла­ совать? Кажется: немыслимая задача. В принци­ пе дополнительности Н. Бора она нашла своё ге­ ниальное решение. Своеобразной параллелью к этому принципу - небывалой манифестацией корпускулярно-волнового дуализма - является творчество В. Колейчука. Мастер волн - так ска­ жу о нём. И одновременно - мастер лучей. Ин­ терференция стала элементом его художествен­ ного языка. Это волновой аспект света - здесь В. Колейчук идёт за Х. Гюйгенсом. Но посмотрим глубже на блескучие лучи-стержни его конструк­ ций! Пускай это не совсем точно в чисто физиче­ ском плане, однако луч для нас - нечто вектор­ ное, направленное, стрелоподобное. Прямоли­ нейно движущееся в эвклидовом пространстве. Это уплотнённый выброс фотонов! Корпускуляр­ ный аспект налицо. Теперь В. Колейчук заодно с И. Ньютоном. Но главное - в гармонии этих аспектов. В их комплементарности. Свет у В. Ко- лейчука философичен, диалектичен. Эта диалек­ тика получила зримое - ошеломительно прекрас­ ное - воплощение. 2. Ц вет Когда эволюция привела к появлению цве­ тового зрения? Слава Богу, мы не дальтоники. Призма И. Ньютона! В ретроспективе она смо­ трится как некий магический инструмент: пропу­ стила сквозь себя белый свет - и чудодейственно преобразила его в спектральное семицветие. Это волнует: рождение цвета. Это захватывает: хромо- гония. «Чёрный квадрат» К. Малевича - и абсо­ лютно чёрное тело в физике: поставим их рядом - сблизим семантически. По определению они не должны излучать. В. Колейчук доказал обрат­ ное. В его «Супрематическом конструкторе» зна­ менитый квадрат работает как некая метафизче- ская призма. Из его бездонного лона поднимают­ ся цвета! Они окрашивают стены условного му­ зейного комплекса. Плоскостное, двумерное ис­ подволь переходит в объёмное, трёхмерное. Бес

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz