Тиетта. 2017, N 2 (40).

Творческая галерея / Art gallery тия с двойной кривизной. Преемственность тут не наглядная, а скорее сущностная - требующая системного анализа. В. Колейчук охотно культи­ вирует различного рода двоения. Как и в преды­ дущих случаях, здесь возникает схожий эффект - мы его обозначили бы так: интерференция явного и скрытого - действительного и мнимого. Фило­ софски значимый приём! Через него раскрывают­ ся фундаментальные свойства бытия. Охватим их понятием дуализма? Это вопрос терминологии. Он второстепенен. Л і \ 1 де как перед нами вечные архетипы. А вечность - как известно - статуарна. В. Колейчук внёс в неё движение. И ведь при этом ничуть не поколебал её устои! Он кинетист до мозга костей. Вечное - и мобильное: это несовместимо? Ан совместилось. Выдающиеся результаты В. Колейчука требуют углублённого философского рассмотрения. 4. Pure and perfect В. Колейчук в своём творчестве - пурист (pure) и перфекционист (perfect). Поясняем: он 2. растительное Почему геодезики столь успешно исполь­ зуются для оранжерей? Вспомним «Climatron» (США, 1960) и «Eden Project» (Великобритания, 1998-2001). Оставим соображения функциональ­ ности и оптимальности. Они понятны. Хочется - на правах поэтической ассоциации - высветить растительное начало в самих геодезиках. Вполне можно говорить об их клетчатом строении. Воз­ ведение купола - своего рода митоз: умножение исходной матрицы. Геодезики органичны, биоло- гичны. Это качество в полной мере присуще твор­ честву В. Колейчука. Коломенский купол - тоже оранжерея. Только флора внутри него специфич­ ная. Всё живое! Наш мастер - великий гилозоист: он одухотворяет металл, заставляя его цвести и плодоносить. 3. п л а тон о вы тела Платоновы тела - предел совершенства. Ды­ хание захватывает! Пять образов полной симме­ трии - пять эталонов геометрической красоты. Заметим, что при конструировании геодезиков ис­ пользуются правильные многогранники - в Йен- ском планетарии за исходную основу взят икоса­ эдр, в геодезиках Фуллера - тетраэдр. В. Колейчук блистательно работает с платоновыми телами. Он показал - наглядно, модельно - их взаимопрев- ращаемость: вместил в свой трансформер. Вро- любит чистоту линий. Они у него по сути бес­ плотны. Почти как в геометрии. Материальное становится идеальным. Конкретное - абстракт­ ным. Это требует абсолютного мастерства. И ещё - своего рода харизмы. Отсюда - совершенство. Мастер требует от себя по максимуму. Поэтому из-под его рук выходят шедевры. Чистые и совер­ шенные! Это В. Колейчук. А. Пушкин и В. Колейчук Однажды возле «Стоящей нити» В. Колейчу- ка я вспомнил черновые строки А. Пушкина - их бережно коснулась рука Е. Симфилуса: «Всем нам завещано от века // По воле Бога самого // Само- стоянье человека - // Залог величия его». Это - о свободе. В. Колейчук - поэт свободы. О ней он го­ ворит на своём беспрецедентном языке. Именно - о ней! Libertas - главная его тема. Libertas живёт в каждом шедевре мастера. Libertas предопреде­ ляет суть его стилевых исканий. Самонапряжение присуще всей природе. На уровне живой приро­ ды это качество обретает новые черты: способ­ ность к метаморфозам - подвижность - изменчи­ вость. Нарастает число степеней свободы! В чело­ веке она находит своё самое благодатное попри­ ще. Конструкции В. Колейчука заряжены её энер­ гией. Им присуща высшая непринуждённость. Они внутренне раскованы. Никакой стеснённо­ сти! Пушкинская лёгкость живёт в конструкциях

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz