Тиетта. 2017, N 2 (40).

Творческая галерея / Art gallery Г рвюрах брезжут плетения В. Шухова. Как если бы осталось одно жилкование, а всё промежуточ­ ное выпало за ненадобностью. И ведь без всякого ущерба для устойчивости. Шуховские башни ми- стериальны. Функция - дольняя, подтекст - гор­ ний. Здесь мы застаём инженерную мысль на гра­ нице земного и космического. В. Колейчук пересе­ кает эту границу. По признаку лёгкости он пошёл дальше своих учителей. Зачем упор контрфорсов? Зачем каркасное пяло для шуховских кружев? В. Колейчук увёл напряжения в тросы и ванты, рас­ пределив их силу так, что она как бы замкнулась на себя, не нуждаясь в наружном отводе. Перенесёмся в аббатство Сен-Дени, где древ- ле зародилась готика. Новый стиль быстро рас­ пространился по Европе. Достал он и до России. Церковь Вознесения в Коломенском: русский ша­ тёр вобрал в себя разнообразные готицизмы. Вим­ перги - гурт на рёбрах шатра - украшающие их заострённые ромбы: все эти детали отсылают нас к готике. Как и вертикаль храма в целом! Коло­ менское - и Коломна: за этимологической связью нам видится и стилевое родство. М. Казаков при­ внёс в Коломну изумительные готицизмы. Башни Старо-Голутвинского монастыря будто перенес­ лись на стрелку Москвы-реки и Оки с берегов Лу­ ары или Рейна. Но что-то взяли и от русской сказ­ ки. Рядом с выставкой В. Колейчука - Покровская церковь: при перестройке М. Казаков превратил её в шедевр неоготики (1778). Это окружение ка­ жется неслучайным. У В. Колейчука - свои готи­ цизмы. Его «Паруса» - небывалые вимперги. Его сетчатые покрытия - как реинкарнация готиче­ ских сводов. Но на другом уровне. И в другом ка­ честве. Колокола самонапряжённые - и колокола монастырские: изумляет их унисон. Музей Орга­ нической Культуры и Ново-Голутвинский мона­ стырь не только соседствуют, но и дружат, находя неожиданные точки соприкосновения. Это бес­ прецедентно! Это обнадёживает и вдохновляет. Русский авангард возрос на почве отечествен­ ной духовности. Он искони имел склонность к трансцендированию - искал связь с премирным и надмирным. Отсветы исихазма легли на него. Напитать материю духом, сделать её невесомой: в этом устремлении соединяются наши старцы и наши авангардисты. Да не покажется стран­ ным наше сближение! Апофатика «Чёрного ква­ драта» - башня Татлина, готовая стать амвоном в пору Второго Пришествия - веера лучевидных стержней в композициях В. Колейчука, похожие на иконную ассистку: это некоторые параллели, помогающие понять, почему директор художе­ ственного музея и настоятельница монастыря на­ ходят общий язык. Аббат Сюжер писал: «Достой­ ные размышления, переносившие от того, что материально, на то, что имматериально, привели меня к раздумьям о разнообразии священных до­ бродетелей, тогда мне казалось, что я вижу себя обитающим неким, так сказать, образом в некоем странном месте вселенной, которое существует и располагается ни полностью в мерзости земли, ни в чистоте Небес, и что я могу быть неким анаго- гическим образом перенесён из нашего дольнего мира в мир горний». Такой перенос вы можете осуществить в ко­ ломенском куполе. В. Колейчук практикует имен­ но анагогическое восхождение. Что маячит впере­ ди? Нетварный свет! На Руси превыспреннее сия­ ние называли несказанным, неглаголемым, нере- комым. Физический свет является его аналогом. Если угодно - иконой. Мера подобия тут варьиру­ ет. Чем чувствительней художник к высшему, тем тоньше свет, исходящий от его творений. Сейчас надо отдельно сказать о стереографии В. Колей- чука. Она продолжает эволюционный ряд, наме­ ченный нами - это выдающееся достижение на­ шего авангарда, его новый бросок в невозможное. Дематериализация физического плана, успешно начатая готикой, достигает в стереографии свое­ го пика. Но данный процесс будет продолжать­ ся и дальше. Вы уловили родство сопоставленных нами явлений? Оно очевидно. Хотя на первых по­ рах наше сближение может показаться спорным и странным. Фуллерены 1. Н. Л ьвов и В. Колейчук Внутри Коломенского купола я постоянно вспоминал Валдайский храм-ротонду Н. Льво­ ва (1786-1794). Теперь там музей колоколов. В них можно позвонить. Зрительное переплетается со звуковым. Получается синестезия. Нечто подоб­ ное нас встречает и в Коломне. Однако думается, что моё сближение - безотчётное, бессознатель­ ное - имеет более глубокие корни. О Н. Львове го­ ворят: гений вкуса. Эту оценку можно отнести и к В. Колейчуку. Оба безупречны! Что выше такой оценки? Н. Львов был палладианцем. Но палла- дианское начало я вижу и в авангардном искус­ стве В. Колейчука - оно пленяет выверенностью и уравновешенностью форм. Есть тут несказуе­ мая взаимопереводимость. Или потаённая инва­ риантность? Не знаю как точнее выразиться. Н. Львов придумал двойной купол. Он шёл от бо­ таники. Устройство чашечки и венчика у некото­ рых цветов подсказало ему оригинальное реше­ ние. Это была первая заявка на архитектурную бионику. 1896 г. - Н. Новгород: В. Шухов в сво­ ём павильоне-ротонде комбинирует две оболоч­ ки. 1897 г. - Выкса: он же использует перекры

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz