Тиетта. 2017, N 2 (40).

Творческая галерея / Art gallery Л ” \ ! спиральное. Пространство в «Мёбиусе» вывора­ чивается наизнанку. Это открывает выход к новым возможностям. Онтология самонапряга Бытие - это напряжение. Расслабляться тут нельзя - немедленно схлынешь в небытие. Если не подтягивать космические струны - вибрации ис­ чезнут: а с ними дыхание - пульс - жизнь. В. Ко- лейчук - мастер напряжений. Они для него - как краски на палитре. Или ноты в партитуре. Мы говорим про атлета: он играет мышцами. Это тоже напряжение. Так вот: В. Колейчук выявля­ ет невидимую мускулатуру пространства - и ма­ стерски извлекает из её сокращений замечатель­ ные эстетические эффекты. Это новая категория, введённая В. Колейчуком - самонапряжение. Её философский вес огромен. Бытие не нуждает­ ся в подпитке - незнамо откуда - ради поддерж­ ки самого себя. Первопричина - Перводвигатель - Первотолчок: это устарело. Самонапряжённые колокола мастера вносят свою лепту в развитие гипотезы о самодостаточности мира. Не надо подкачки! Не надо рабочих ангелов! Извне - или изнутри? Креация - или самоорганизация? В. Ко­ лейчук даёт аргументы в пользу последнего до­ пущения. Творчество мастера созвучно синерге­ тической парадигме. Говорят: она конкурирует с идеей Бога. А мы бы сказали так: самоорганиза­ ция - божественна. Здесь нерв истины. Мы живём в эпоху экстремальных перегру­ зок. Справимся ли? Это понятно: желание снять напряжение - раскрепоститься. Но тут нужна мера. Ибо полная релаксация - ничтойная нир­ вана. Отказ и от себя, и от мира! Напряжение есть условие существования. Не напрягаться - зна­ чит, не быть. Другое дело - оптимизация напря­ жений. Их гармонизация! Древние греки называ­ ли это катарсисом. Искусство В. Колейчука наде­ лено такой очищающей - высветляющей - силой. Дух античной гармонии живёт в ультрасовремен­ ных конструкциях. Поразительная преемствен­ ность! Родосский мрамор - и дюралюминий: они в равной степени способны ассимилировать идею прекрасного. Творчество В. Колейчука возвраща­ ет нам внутреннее равновесие. Это особая фор­ ма напряжения. Здесь оно работает не на разрыв, а на согласие: врачует - сосредотачивает - целеу- стремляет к лучшему. Есть разные формы напря­ жений: механические - электрические - психоло­ гические. Во всех случаях предполагается перепад уровней. Или разность потенциалов. Эта динами­ ка содержит возможность кризисов. Даже ката­ строф. В искусстве В. Колейчука напряжение ор­ ганизуется наилучшим образом. Тонкий вкус - и чувство меры: в оценочных понятиях начинают звучать глубинные обертона онтологии. Напря­ жения - антиэнтропийны. Это их качество дости­ гает в творчестве В. Колейчука своего максимума. Коломенские готицизмы Романика и готика - будто куколка и бабоч­ ка: как неожиданно XII век распахнул - выпростал в небо - стреловидные крылья! Архитектура зна­ ет свои метаморфозы. Но сколь они не радикаль­ ны, преемственность налицо. Гены готики живут в творениях В. Колейчука. Среди озарений зодче­ ства - это в числе ярчайших: передача напряже­ ния от стен - к аркбутанам и контрфорсам. Хра­ мы ощутили послабление. С них сняли бремя. Архитектура приобрела специфическую сквози- стость. Субъективно кажется: в этой черте уже есть намёк на Преображение - когда материя утратит нынешнюю непроницаемость. В готических не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz