Тиетта. 2017, N 2 (40).
Творческая галерея / Art gallery Г В. Колейчук и его работы. Здесь и далее - интернет. Гениально найдено. Точно - кратко - эффектно. На всех трёх этапах раскрывается архетип лестни цы. Готический собор: будто огромная стремянка приставлена к зениту. Шуховская башня: вместо шести маршей - шесть гиперболоидов. Лестница имманентна многим конструкциям В. Колейчука - и вот что главное: создаётся ощущение, что у неё нет опоры - что она не только держится сама со бой, без контакта с поверхностью, но и самодвиж- но устремляется ввысь. Во славу геодезиков Что-то от Шухова! Что-то от Фуллера! Это сразу набегает, когда озираешь пространство, где развёрнута выставка В. Колейчука. Перед нами и впрямь небольшой геодезик. Но необычные экс понаты раздвигают его радиус вширь. Далеко далеко! Вплоть до космологического горизонта со бытий! Нам предстаёт цельная модель мира. Это космос-организм - совсем по Платону. Черты его витальности мы будем обнаруживать на каждом шагу. Геодезические купола правомерно воспри нимаются как манифестация архитектурного кос мизма. Пионером тут считают Р.Б. Фуллера. Это не совсем так. Первый геодезик - Йенский пла нетарий. В 1926 г. его построил В. Бауэрсфельд. Прямая отсылка к сфере в его замысле понятна! Вспомним: предыдущая выставка В. Колейчука - «Геометрия космоса» - проходила в Московском планетарии. Проект М. Барща. Шедевр конструктивизма. Полезно соотнести две эти выставки. Экспонаты вроде одни и те же, но смотрятся они по-разному: перемещение из одного топоса в другой работа ет как остранение - привносит в знакомое острую новизну. Московский планетарий: выставка про ходит в цокольном этаже - считай в подземелье. Не отсюда ли впечатление чего-то хтонического? Прекрасно выстроенная экспозиция казалась ла биринтом на какой-то другой планете - походила на потаённое капище, полное загадочных объек тов. Коломенский купол: как если бы московская выставка стартовала - и вышла здесь на высокую орбиту. Экспозиция в Коломне компактней. И хо- листичней: экспонаты внутри купола расположи лись так, что создают впечатление предзаданной целостности - являются частями одной системы. Каждый встал на своё искони назначенное место. Два великих архетипа - круг и спираль - про явились в этой выставке. Сама топография купо ла направляет наше движение посолонь. Круг бы тия - Вечное Возвращение - цикл растительной жизни, мифологизированный в средиземномор ских мистериях: случайно ли всё это вспомина ется при осмотре выставки? Обошли её один раз. И второй. И третий. Похоже на ритуал. Экспо наты не отпускают. Но постепенно начинаешь слышать в себе другой мотив: желание разом кнуть круговорот - выйти на спиральную траек торию. И это движение души находит резонанс в творениях В. Колейчука. Дух спирали витает под куполом. «Гармония сфер» - и реминисценции татлинской башни: это располагается рядом, об разуя впечатляющий контрапункт. «Мёбиус» как бы посредствует между формами, воплощающи ми данные интенции - сочетает в себе круговое и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz