Тиетта. 2017, N 2 (40).

Творческая галерея / Art gallery Г довал отказ. Секретарь сказал ей: «Написано да­ ровито. Но у вас получается, будто Кировск стро­ или одни кулаки. А разве так было? И даже ра­ зоблачения кулака ваши вызывают неприятное чувство: у них не тот тон». (Публикация в «Киров­ ском рабочем» была за год с лишним до выхода в свет журнала. «Отрывок из романа» напечатан 30 января 1936 г.). По документам, хранящимся в Госархиве Мурманской обл. в г. Кировске, в октя­ бре 1931 г. в Хибиногорске и близлежащих посёл­ ках было 24485 жителей. Из них 16814 спецпере- селенцев, 468 административно-высланных и 7203 вольнонаёмных. То есть, на одного вольного при­ ходилось 2.4 высланных. Поэтому Сарач нисколь­ ко не погрешила против жизненной правды. Но такая правда властям была не нужна. Несмотря на все препятствия, Сарач гнула свою линию. Её не просто было сбить с толку, она всегда была верна своему девизу: «Глория! Викто­ рия! Импера!» («Слава! Победа! Власть!»). Повесть была выдвинута на премию и должна была вый­ ти отдельной книгой, Киевская киностудия пла­ нировала снять по ней фильм, чтения повести в ленинградских клубах проходили «на ура». Она задумала новую повесть о белогвардейце, прики­ нувшемся коммунистом. М. Филипович, которой взгляды Сарач были резко неприятны, сказала ей: «Жалко мне вас, как бешеную собаку. Мне жалко ваш дар, Ксана. Вы хотите отвратительно употребить его. И если уж признаться, не хочется мне дышать одним возду­ хом с вами. Не хочу!». Её воспоминания заканчи­ ваются фразой: «В тот же вечер Ксана Сарыч от­ была из Кировска. Больше я о ней не слышала». Но уже через несколько страниц романа она упо­ минает пришедшую к ней весть об аресте Сарыч. Персонажи повести Повесть «Шестьдесят восьмая параллель» стала первым крупным произведением Гирей. На­ звание ему дала редакция. Действие происходит в 1930-1932 гг. в Хибинах и на Украине. Гирей ранее жила на Украине, поэтому украинцы ей были осо­ бенно близки. Тема повести - перековка личности в условиях хибинской новостройки, и не просто личности, а украинского националиста. Большин­ ство персонажей - украинцы. По замыслу, повесть должна была состоять из трёх частей, по 4 главы в каждой. Но в журнале она имеет две части. Алексей Мефодиевич Шовкошитный - сын зажиточного кулака. Его отец умер во время рас­ кулачивания: не выдержало сердце. Олесь мстит Книги Н. Султан-Гирей: Флорентийский изгнанник. В 2 т. М.: Терра, 1998.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz