Тиетта. 2017, N 2 (40).

История науки / History of science Г С 1884 г. А.А. Бунге был начальником экспе­ диции Императорской Академии наук в Приян- ский край и Новосибирские о-ва (1885-1887). Тру­ ды Э.В. Толля (защитил кандидатскую диссерта­ цию по зоологии в Дерптском университете) при­ влекли внимание А.А. Бунге, который пригла­ сил его в экспедицию на Новосибирские о-ва. В марте-апреле 1885 г. Э.В. Толль прибыл в Верхо­ янск. Собрав много ценных материалов, вернул­ ся в с. Казачье в Усть-Янском улусе и через про­ лив Лаптева перебрался на Новосибирские о-ва. На севере о. Котельный, в 150-200 км, Э.В. Тол- лю показалось, что он увидел легендарную Зем­ лю Санникова. 28 января 1887 г. участники экспе­ диции вернулись в Санкт-Петербург. Составле­ но геологическое описание Новосибирских о-вов, собраны обширные коллекции ископаемых жи­ вотных и растений - около 2500 экспонатов. В по­ мощь экспедиции Ф. Нансена на Новосибирские о-ва на шхуне «Фрам» (1893), в 1892 г. Э.В. Толль заложил на Новосибирских о-вах три эвакуаци­ онных базы; закупил для Ф. Нансена 40 остяцких и 26 якутских собак, доставленных к побережью Югорского шара и к устью р. Оленёк. В 1893 г. Э.В. Толль возглавил новую экспедицию - на Новоси­ бирских о-вах устраивал новые продовольствен­ ные склады для Ф. Нансена; на берегу Восточно­ Сибирского моря в районе мыса Св. Нос произ­ водил раскопки мамонта; на севере Сибири опи­ сал хр. Хараулахский, Чекановского и Прончище- ва; нанёс на карту Анабарскую губу, изучил Ха- тангинскую губу и низовья р. Анабар; выполнил маршрутные геологические исследования, испра­ вил и уточнил географические карты. Письмо Ни­ колаю II с оценкой достижений Э.В. Толля, за ко­ торые он удостоен Большой серебряной медали им. Н.М. Пржевальского (РГО учредило её в 1891 г.), можно датировать временем 1897-1899 гг. Что касается прокладки железных дорог по тундре, то строительство Мурманки (Октябрь­ ской ж/д) в рекордно короткие сроки (1915-1916, 1.5 года) доказало эту возможность. На протяже­ нии 1053 км преодолено более 260 км болот, свы­ ше 110 км скальных выходов, построено более 1100 искусственных сооружений. Второе письмо напечатано на машинке и лег­ ко читаемо в оригинале. Надпись внизу от руки сугубо канцелярская: «В сем деле пронумерован­ ные сто шестьдесят (160) листов. Пом<ощник> уч<ёного> с<екретаря> (неразборчиво)». По по­ воду подоплёки письма отошлём читателя хотя бы к систематической монографии [Карелин В.А. Российские деловые интересы на архипелаге Шпицберген в 1905-1925 гг.: исследование прави­ тельственной политики и предпринимательской инициативы (на фоне отношений с Норвегией). Архангельск: Изд-во «КИРА», 2013. 286 с.], содер­ жащей хронологию событий, информативные приложения и фотоматерилы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz