Тиетта. 2017, N 1 (39).
Творческая галерея /Artgalery л *м Любимый уголок по пути на дачу. 27 апреля 1995 г. В дар М.А. Салтан по случаю ухода на пенсию. Favorite place on way to summer cottage. 27 April, 1995. Present to М.А. Saltan on occasion of her retirement. широко распространённые минералы, бросовые породы из отходов горнорудного производства - те, что в просторечии зовутся булыжниками и, как правило, абсолютно не привлекают нашего внимания. Но стоит присмотреться заинтересо ванно, и в любом невзрачном камне открывается совершенно фантастический мир, объединивший в себе радугу цветов, замысловатые рисунки, со вершенство геометрических форм. Людмила Сазыкина открыла для себя этот мир девчонкой, когда впервые попала в геологи ческую экспедицию. И так была очарована, что ни о какой другой профессии уже не мыслила - только геология. Романтические порывы случа ются у многих, но с возрастом только единицы остаются верны своей мечте. Людмила оказалась из их числа. Постоянная работа с камнем не толь ко не притупила остроты восприятия, наоборот, ей хотелось, чтобы и другие разделяли её радость и восхищение. И она придумала свой оригиналь ный способ, как рассказать о красоте камня и о той чаровнице-природе, которой он был рождён. Создание любой картины начинается с под готовки «красок», а в палитре Сазыкиной около 300 цветов и оттенков. Берутся отдельные минера лы или куски породы, дробятся, а затем просеива ются через сита и разделяются по величине зёрен. Каждая часть хорошенько промывается в воде, чтобы удалить всю мелкую пыль и открыть истин ный цвет. Если же дробится порода, состоящая из нескольких минералов, применяются специ альные методы разделения дроблёной смеси - по удельному весу, магнитным свойствам, характеру поверхности и т.п. Когда придуман сюжет и приготовлены кра ски, можно браться за работу. Основой картины служит рифлёная поверхность плитки тонкого оргалита (ДВП). Карандашом воспроизводятся контуры основных деталей будущего рисунка: ли ния горизонта, очертания гор, берега реки или озера и т.д. Затем на тот или иной участок, кото рый должен иметь определённый цвет (скажем, синяя вода озера), наносится клей ПВА и на него насыпается минерал нужного цвета. Зёрна при липают, а излишки материала легко стряхнуть. И так продолжается вплоть до завершения рабо ты. Иногда приходится наносить один на другой по нескольку слоёв разных минералов. Сюжет и его цветовая разработка должны быть продуманы до мельчайших подробностей заранее. Потому что любая ошибка может быть исправлена лишь пока клей не засох, в ином случае придётся при бегать к помощи молотка и зубила. Готовая картина украшает интерьер. Под лампами дневного света она смотрится как па стель, а в направленном электрическом свете вся так и искрится - тысячи зёрнышек играют свои ми гранями. И время суток - уличный свет - мно го значит. Одним словом, картина как бы живёт собственной жизнью и в любой момент может от крыться какой-то новой своей стороной». К сказанному добавлю следующее. Л.Б. Са- зыкина много лет проработала в Геологическом институте КФ АН СССР (ныне КНЦ РАН) под руководством его директора и заведующего ла бораторией минералогии д.г.-м.н. И.В. Белько ва, выдающегося минералога (его имя носит Му зей геологии и минералогии) и замечательного художника-пейзажиста, оставившего после себя более 500 видов кольской природы. Его по мень шей мере косвенное - через одобрение творче ских исканий - а то и прямое влияние на Л.Б. Са- зыкину кажется мне очевидным. Последнее замечание обращаю к мастерам, работающим в технике «каменной крошки» и (русской, флорентийской.) мозаики. Минералы рождаются в природе в закономерном сочетании («смежность» по В.М. Севергину, «парагенезис» по И. Брейтгаупту). Взгляд минералога отвраща ется от изделий, в которых насильно соединены несоединимые части. Не может быть художествен ной правды в том, в чём нет правды естественно природной. Разве что перед нами китч, фьюжн, диссонанс, какофония, дисгармония, эклектика. - и в этом именно состоит пощёчина обществен ному вкусу? Гл. редактор
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz