Тиетта. 2017, N 1 (39).

Творческая галерея /Artgalery л - м дажу, потакая вкусам невзыскательной публики. Стало ясно, что «Мастер» в глубоком кризисе и надо что-то делать. Подоспел август 1991 г. Так случилось, что И. Клюшкин, А. Терешук и И. Чайковский оказа­ лись в Апатитах 19 августа 1991 г. Все помнят путч, фантастические слухи, ощущение тоски и беспер­ спективности. Социальные потрясения вызвали у художников профессиональную реакцию. Была создана серия работ, в которых деятели искусства выразили своё отношение к событиям. Так роди­ лась выставка «Живопись времён переворота» и ею была открыта новая арт-структура - ООО Га­ лерея «М» с уставным капиталом в 1000 руб. Это была первая частная галерея в Заполярье. Первая выставка прозвучала сильно и оказалась востребо­ ванной: в феврале 1992 г. она демонстрировалась в Мурманском художественном музее, в августе, в первую годовщину путча, её увидели зрители Государственного музея политической истории России в г. Санкт-Петербурге. Здесь было пред­ ложено интересное экспозиционное решение. Картины художников Галереи «М» демонстриро­ вались на фоне огромной картины «Взятие Зим­ него» размером 4 * 18 м. Состоялся очень интерес­ ный семиотический диалог двух художественных объектов: путч 1991 г. на фоне путча 1917 г. Пять работ художников с тех пор хранятся в коллек­ ции Музея политической истории России. Сна­ чала у галереи были спонсоры - местные пред­ приниматели. Галерея часто меняла помещения. Городская администрация проявила интерес и внимание. Глава г. Апатиты Е. Вайнштейн не раз посещал вернисажи, общая атмосфера была пол­ на ожиданий и оптимизма. Это создавало пред­ посылки активной творческой и выставочной деятельности. Но вскоре у спонсоров появились финансовые проблемы, и через несколько лет га­ лерея стала муниципальной. Она вошла в струк­ туру Апатитского городского Дворца культуры им. В.А. Егорова в виде выставочного отдела. Но бренд галереи сохранился. Галерея «М», директором которой стал И. Чайковский, устраивала выставки не только в Апатитах, но и в других городах России: Мон­ чегорске, Полярных Зорях, Пскове, Кандалакше. Художники активно выставлялись в Германии, Швеции, Норвегии, Финляндии. За 25 лет про­ ведено более 250 выставок. Для многих ныне из­ вестных мурманских художников именно галерея стала стартовой площадкой, откуда они вышли на орбиту арт-деятельности. К примеру, первые вы­ ставки А. Злобиной и Д. Малышева прошли здесь. Кроме того, галерея стала площадкой, на которой жители провинциального города могли позна­ комиться с образцами современного актуально­ го и альтернативного искусства. Тут проводятся выставки российских и петербургских художни­ ков различных творческих направлений. Иногда они не очень понятны зрителю, привыкшему к обилию пейзажей, похожих на раскрашенные фотографии. Тем самым Галерея «М» выполня­ ла и просветительскую функцию, показывая, что в современном мире есть очень разные художе­ ственные стили. При активной поддержке участ­ ников объединения изданы альбомы художников А. Герштейна, Н. Владимирова, И. Чайковского и буклеты к 20- и 25-летнему юбилеям галереи. Более 10 выставок в год проводила галерея. Из самых удачных следует назвать: «15 картин А. Беккера», «БУМАГА.Ии» - сочинские худож­ ники: О. Корчагин, И. Максименко, О. Егорова. У. Тулль (Германия), выставка молодых мурман­ ских художников М. Драницина, А. Сидорова, Е. Шнайдера, Д. Новицкого, выставка галереи «Грот» (Петергоф), выставка сочинского худож­ Слева: члены Галереи «М». Справа: юбилейная выставка 2011 г. Left: members of Gallery «М». Right: anniversary exhibition in 2011.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz