Тиетта. 2017, N 1 (39).

Творческая галерея /Artgalery Г Слева (слева направо): создатели Галереи «М» А.В. Терещук, И.В. Клюшкин, И.А. Чайковский (1959-2009). 1992. Справа: 25-летие Галереи «М». 2016. Left (from left to right): founders of G a l l e ^ ^ » A.V. Tereshchuk, I.V. Klyushkin, I.A. Chaykovsky (1959-2009). 1992. Right: 25th anniversary of Gallery «М». 2016. И довольно часто они успешно показывали свои живописные и графические произведения на областных и зональных и республиканских вы­ ставках. Уместно вспомнить А. Бондаренко, тра­ гически закончившего жизнь, недооценённого, очень выразительного мастера, продолжающе­ го традиции «Бубнового валета». Особую стра­ ницу в истории хибинского искусства занимал Н. Макаров, представитель «наивного» искус­ ства, при жизни неоценённый современниками. К своему стыду, этим современником был и ав­ тор этих строк. В 1970-х успешно выставлялись на областных художественных выставках Н. Вла­ димиров, Ю. Коновалов, А. Герштейн и В. Тимо­ феев. Почему художники, в основном работавшие в декоративно-оформительском искусстве, зани­ мались ещё живописью и графикой? Ответ мож­ но найти у известного культуролога Ю. Лотмана: «Искусство воссоздаёт принципиально новый уровень действительности, который отличается от неё резким увеличением свободы . Подлинная сущность человека не может раскрыться в реаль­ ности. Искусство переносит человека в мир сво­ боды и тем самым раскрывает возможность его поступков». Скорее всего, именно ощущение сво­ боды двигало людьми, которые занимались ис­ кусством при социализме. Во второй половине 1970-х в хибинских горо­ дах появилась новая волна художников, в основ­ ном, выпускников различных художественных училищ и ВУЗов. Это позволило поднять профес­ сиональный уровень не только местных, но и мур­ манских выставок. Довольно часто по числу участ­ ников художники Кировска и Апатитов были на втором месте после областного центра. В это вре­ мя активно демонстрировали свои произведения B. Кувшинов, А. Феофилактов, В. Помянтовский, C. Цыганков, А. Горбарук, В. Копейкин, В. Хохлов, Н. Калистратова, И. Клюшкин, А. Бондаренко, М. Юнусова, К. Хохлова и Ю. Шангинов. При кон­ солидации художественных сил мог бы получить­ ся сильный художественный коллектив. Но этого не случилось. Одни умерли: В. Помянтовский, А. Бондаренко, В. Копейкин, С. Цыганков, дру­ гие перестали заниматься художественным твор­ чеством, только И. Клюшкин и А. Феофилактов стали членами Союза художников России. Позже в Кировске появился Н. Завертайло, ныне извест­ ный мурманский художник. В 1985 г. началась перестройка. Властями было принято «Положение о любительском объ­ единении и клубе по интересам» (1986). Одним из первых любительских объединений в Апатитах стало творческое объединение «Мастер». Назва­ ние было навеяно легендарным романом М. Бул­ гакова «Мастер и Маргарита». Автор этих строк был избран первым руководитель объединения. Само возникновение этой структуры говорило о том, что в СССР начинают проявляться ростки гражданского общества. Объединение «Мастер» организовывало выставки, лекции о новых и за­ бытых направлениях в искусстве, перформенсы и инсталляции на городских праздниках. Художе­ ственная жизнь была весьма активной. Появля­ лись новые художники, вносившие своими рабо­ тами разнообразие в выставочную деятельность. Общественным организациям было разрешено реализовывать продукцию. При объединении ра­ ботала художественная галерея, где местные ху­ дожники успешно продавали свои работы. Часть выручки мы отчисляли в Российский фонд куль­ туры. Объединение проводило интересные вы­ ставки. Наиболее запомнились: «Соц-арт», где сильно заявил о себе мурманский график Е. Сит­ ник, и «Хорошая живопись из Петербурга». Но вскоре галерея превратилась в заурядный худо­ жественный салон, а большинство художников за­ нялось тем, что изготавливали картинки на про

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz