Тиетта. 2017, N 1 (39).
Творческая галерея /Artgalery Г Слева (слева направо): создатели Галереи «М» А.В. Терещук, И.В. Клюшкин, И.А. Чайковский (1959-2009). 1992. Справа: 25-летие Галереи «М». 2016. Left (from left to right): founders of G a l l e ^ ^ » A.V. Tereshchuk, I.V. Klyushkin, I.A. Chaykovsky (1959-2009). 1992. Right: 25th anniversary of Gallery «М». 2016. И довольно часто они успешно показывали свои живописные и графические произведения на областных и зональных и республиканских вы ставках. Уместно вспомнить А. Бондаренко, тра гически закончившего жизнь, недооценённого, очень выразительного мастера, продолжающе го традиции «Бубнового валета». Особую стра ницу в истории хибинского искусства занимал Н. Макаров, представитель «наивного» искус ства, при жизни неоценённый современниками. К своему стыду, этим современником был и ав тор этих строк. В 1970-х успешно выставлялись на областных художественных выставках Н. Вла димиров, Ю. Коновалов, А. Герштейн и В. Тимо феев. Почему художники, в основном работавшие в декоративно-оформительском искусстве, зани мались ещё живописью и графикой? Ответ мож но найти у известного культуролога Ю. Лотмана: «Искусство воссоздаёт принципиально новый уровень действительности, который отличается от неё резким увеличением свободы . Подлинная сущность человека не может раскрыться в реаль ности. Искусство переносит человека в мир сво боды и тем самым раскрывает возможность его поступков». Скорее всего, именно ощущение сво боды двигало людьми, которые занимались ис кусством при социализме. Во второй половине 1970-х в хибинских горо дах появилась новая волна художников, в основ ном, выпускников различных художественных училищ и ВУЗов. Это позволило поднять профес сиональный уровень не только местных, но и мур манских выставок. Довольно часто по числу участ ников художники Кировска и Апатитов были на втором месте после областного центра. В это вре мя активно демонстрировали свои произведения B. Кувшинов, А. Феофилактов, В. Помянтовский, C. Цыганков, А. Горбарук, В. Копейкин, В. Хохлов, Н. Калистратова, И. Клюшкин, А. Бондаренко, М. Юнусова, К. Хохлова и Ю. Шангинов. При кон солидации художественных сил мог бы получить ся сильный художественный коллектив. Но этого не случилось. Одни умерли: В. Помянтовский, А. Бондаренко, В. Копейкин, С. Цыганков, дру гие перестали заниматься художественным твор чеством, только И. Клюшкин и А. Феофилактов стали членами Союза художников России. Позже в Кировске появился Н. Завертайло, ныне извест ный мурманский художник. В 1985 г. началась перестройка. Властями было принято «Положение о любительском объ единении и клубе по интересам» (1986). Одним из первых любительских объединений в Апатитах стало творческое объединение «Мастер». Назва ние было навеяно легендарным романом М. Бул гакова «Мастер и Маргарита». Автор этих строк был избран первым руководитель объединения. Само возникновение этой структуры говорило о том, что в СССР начинают проявляться ростки гражданского общества. Объединение «Мастер» организовывало выставки, лекции о новых и за бытых направлениях в искусстве, перформенсы и инсталляции на городских праздниках. Художе ственная жизнь была весьма активной. Появля лись новые художники, вносившие своими рабо тами разнообразие в выставочную деятельность. Общественным организациям было разрешено реализовывать продукцию. При объединении ра ботала художественная галерея, где местные ху дожники успешно продавали свои работы. Часть выручки мы отчисляли в Российский фонд куль туры. Объединение проводило интересные вы ставки. Наиболее запомнились: «Соц-арт», где сильно заявил о себе мурманский график Е. Сит ник, и «Хорошая живопись из Петербурга». Но вскоре галерея превратилась в заурядный худо жественный салон, а большинство художников за нялось тем, что изготавливали картинки на про
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz