Тиетта. 2017, N 1 (39).

Творческая галерея /Artgalery Л“М кончен так: «Краевая художественная литерату­ ра ждёт своих авторов, которые соединят знание местного материала и добросовестность с высо­ ким идейным уровнем. Ю. Марк вряд ли войдёт в число этих писателей». М. Майзель оценивал книги прежде всего с идеологических позиций. Он не думал о том, что каждое свидетельство со­ временника этих событий с течением времени бу­ дет иметь всё большую ценность, включая и пу­ бликации его самого. Малая проза Был задуман Ю. Марком и цикл рассказов «Нарушенная тишина», из которых написана только часть. В рассказе «Подлог» («Вокруг света», 1932, №24) действие происходит на строительстве Хибинской обогатительной фабрики. Ф. Новиков, ударно отработав полгода на стройке в Хибинах, заслужил почётную грамоту и двухнедельный от­ пуск. Но он хочет не отдыхать, а работать, хотя в Ленинграде его ждёт молодая жена Тася с трёхме­ сячным сыном Вовкой. Рабочие настаивают, что­ бы Фёдор навестил жену, и он едет к ней. Через четыре дня Фёдор получает телеграмму о сроч­ ном вызове из отпуска, подписанную заместите­ лем начальника стройки М. Голубицким. Нови­ ков возвращается, а вскоре в комитет комсомола стройки приходит письмо, написанное женой Фё­ дора. Недовольная тем, что мужа заставили вер­ нуться, она пишет: «И выходит - придётся парню грохать почти год до очередного отпуска. Этак не годится, товарищи. Новиков, конечно, пусть ра­ ботает, раз вызвали, а вот Голубицкому намыль­ те холку, да купите вскладчину кодекс законов о труде - пусть прочтёт и в следующие разы не от­ рывает ребят от отдыха». Расследование показа­ ло, что Ф. Новиков отправил телеграмму сам себе, чтобы быстрее вернуться на стройку и чтобы жена не предъявляла претензий. М. Голубицкий и се­ кретарь комитета ВЛКСМ не стали ругать Фёдора, оценив его энтузиазм и желание помочь родной бригаде. Несмотря на недостатки, книги и очерки Ю. Марка способствовали популяризации Хибин у населения нашей страны, особенно у подрост­ ков. Сейчас эти произведения стали библиогра­ фической редкостью. Они важны тем, что напи­ саны современником освоения Хибин. Его книги - это взгляд на наш край, мысли и чувства от уви­ денного, свидетельство человека, который всё ви­ дел своими глазами и рассказал не только жите­ лям 1930-х, но и нам. Писатель умер в Ленинграде 12 июля 1982 г. Выражаю благодарность сотрудникам Ар­ хива управления ФСБ по Санкт-Петербургу и Ле­ нинградской обл., рукописного отдела Россий­ ской национальной библиотеки, руководителю центра «Возвращённые имена» (Санкт-Петербург) А.Я. Разумову, председателю правления благотво­ рительного общественного Фонда жертв полити­ ческих репрессий «Покаяние» Республики Коми М.Б. Рогачёву, внуку Ю.Г. Марка В.Г. Высоцкому. Шталь Е.Н., Кировск ГАЛЕРЕЯ «М» - ПЕРВАЯ ЧАСТНАЯ ГАЛЕРЕЯ ЗАПОЛЯРЬЯ GALLERY «м» - THE FIRST pRIVATE GALLERY IN THE pOLAR REGION A member of the Artist's Union of Russia I.V Klyushkin outlines the history of creation and major achievements of Gallery «М», nowadays accumulating the artistic life o fApatity. The author provides names of artists, who made a mark on the regional exhibition activity. Nowadays, the Gallery is to its 25thanniversary. В октябре 2016 г. исполнилось 25 лет извест­ ному художественному проекту - первой в Запо­ лярье частной «Галерее М». Если рассматривать её появление в контексте развития российского искусства 1990-х, то оно было вполне закономер­ ным. Чтобы выяснить эту закономерность, надо углубиться в историю мурманского искусства. Сложилось так, что основные кадры, имеющие отношения к изобразительному творчеству, в на­ чале 1950-х были сосредоточены в Мурманске. Но постепенно и в других городах области появля­ supervised by I.V Klyushkin. The current article is dedicated лись люди с художественным образованием. Так, в конце 1950-х на строительстве Кировской ГРЭС работал известный в будущем мастер живописец Н. Морозов. Одним из центров, где концентрировались люди с художественным образованием и те, кто позиционировал себя как художник, было При- хибинье - гг. Кировск и Апатиты. Здесь на различ­ ных предприятиях работали художники, которые не только занимались оформительской работой, но и предавались художественному творчеству.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz