Тиетта. 2016, N 4 (38).
История науки / History of science Г комобиля из Петрозаводска. Ему была уготована историческая роль - издать первый заводской гу док, который ознаменовал бы начало первого дня работы железоделательного завода. Вмарте 1931 г. Онежский металлургический завод выделил ло комобиль, который был перевезен в Пряжу и оставлен там до лета, поскольку снег и распутица сделали дорогу к Колатсельге непроезжей. В на чале июля из деревни были командированы двое рабочих, получившие инструкции найти трактор и сопроводить локомобиль к месту назначения. Они добрались до Петрозаводска, где договори лись, что трактор будет выделен дорожниками. Успокоенные, отправились в Пряжу, где провели три недели в ожидании техники. Дирекция Онег- завода, уличённая в бесхозяйственности, отозвала локомобиль в карельскую столицу, а рабочие воз вратились в деревню. Дело спасло вмешательство директора Тулмозерского завода Х.Н. Ювонена, который отстоял машину и проконтролировал, чтобы в сентябре того же года её доставили в Ко- латсельгу. Дело о брошенном локомобиле полу чило широкий общественный резонанс. Х.Н. Юво- нен даже писал объяснительную записку. Месяц спустя он покинул свою должность по болезни. 6 апреля 1932 г. в 8 часов утра раздался сигнал ло комобиля, на вышке домны взвилось красное зна мя труда. Отчёты о парадном мероприятии были направлены во все руководящие органы Карелии. Пуск доменной плавки был перенесён, а потом снова перенесён . 17 апреля 1934 г. Тулмозерский завод сно ва поставлен на консервацию (видимо, это было временное решение) и передан на баланс треста «Шунгит», который обязался обеспечить сохран ность основных фондов, включая здания, соору жения и оборудование. Поскольку в условиях тотального дефицита имущество завода стано вилось лакомым куском для действующих пред приятий, то уже в апреле началась его поэтапная реализация, чему в тресте поначалу препятство вали. Комендантом был назначен малограмотный деревенский житель Н.Е. Фритуев, отличавшийся порядочностью и аккуратностью. Согласно ведо мостям, значительная часть оборудования (паро вые воздуходувные машины, паровые котлы, на сосы, паро-динамо-машины и др.) продана уже в ноябре 1933 г., но «оставлена для хранения на заво де». Весной 1934 г., после начала активной распро дажи, как будто «снесён половодьем» перекидной мост через р. Колас. Новый мост строить не стали. С разными организациями были заключены сдел ки о вывозе с завода оконных рам, брёвен, рельсо вого железа, цинковых тросов и других полезных в хозяйстве изделий и материалов. Как и в начале ХХ в., железная руда и древесный уголь, для добы чи и производства которых израсходовано столько средств, никого не заинтересовали. Больше всего беспокойство коменданта вызывали места склади рования угля, представляющие опасность пожа ра. В письмах уполномоченному по ликвидации завода Н.Е. Фритуев настаивал на выделении до полнительной ставки сторожа, хотя качество угля, оставленного лежать под открытым небом, уже не позволяло его использовать при плавке. Проект Тулмозерского железоделательно го завода обошёлся карельскому бюджету в сот ни тысяч рублей, человеко-часов, строительных материалов и иных ресурсов. Многочисленные документы Национального архива Республики Карелия включают исчерпывающую проектно сметную и технологическую документацию с подробными и аккуратными чертежами несо- стоявшегося комбината. Ещё до войны жилые постройки завода переданы Колатсельгскому сельсовету для размещения школы и интерната. Впоследствии в этих зданиях много лет подряд проводились пионерские сборы и летние лагеря, в 1990-х на фоне живописных развалин собирались карельские скауты. Из года в год то одна, то другая молодёжная группа занимались расчисткой тер ритории от кустарника и растительности. Нако нец, с участием молодежи, на этом месте разбит современный ландшафтный парк «Тулмозерье». А в то р б л а г о д а р и т А .Л . П о т р а в н о в а , Т.Ю. Хмельник и А.В. Кузьмичёву за помощь в подготовке статьи. Список литературы 1. Потравнов АЛ., Хмельник Т.Ю. Особенности научно-исследовательской работы при подготов ке объектов горно-индустриального наследия к туристическому показу // Роль туризма в устойчи вом развитии Русского Севера. Тр. всерос. научно- практич. конф. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2015. С. 237-242. 2. Шеков К.В., Потравнов АЛ . История гео логических изысканий Тулмозерского место рождения железной руды, Сев. Приладожье // Тр. КарНЦ РАН. 2015. № 7. С. 192-201. 3. Потравнов АЛ., Хмельник Т.Ю., Грибушин А.И. Тулмозерский железоделательный завод // Дорога горных промыслов. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2014. С. 322-323. 4. Варенцов Н.А. Слышанное. Виденное. Пере думанное. Пережитое. М.: Новое лит. обозрение, 2011. 848 с. 5. Шеков К.В. Последняя надежда Тулмозерско- го чугунолитейного завода: попытки возрожде ния чёрной металлургии в Карелии в 1929-1932 гг. // Роль туризма в устойчивом развитии Русского Севера. Тр. всерос. научно-практич. конф. Петро заводск: КарНЦ РАН, 2015. С. 277-287. Шеков К.В., Петрозаводск
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz