Тиетта. 2016, N 4 (38).

История науки / History of science Г комобиля из Петрозаводска. Ему была уготована историческая роль - издать первый заводской гу­ док, который ознаменовал бы начало первого дня работы железоделательного завода. Вмарте 1931 г. Онежский металлургический завод выделил ло­ комобиль, который был перевезен в Пряжу и оставлен там до лета, поскольку снег и распутица сделали дорогу к Колатсельге непроезжей. В на­ чале июля из деревни были командированы двое рабочих, получившие инструкции найти трактор и сопроводить локомобиль к месту назначения. Они добрались до Петрозаводска, где договори­ лись, что трактор будет выделен дорожниками. Успокоенные, отправились в Пряжу, где провели три недели в ожидании техники. Дирекция Онег- завода, уличённая в бесхозяйственности, отозвала локомобиль в карельскую столицу, а рабочие воз­ вратились в деревню. Дело спасло вмешательство директора Тулмозерского завода Х.Н. Ювонена, который отстоял машину и проконтролировал, чтобы в сентябре того же года её доставили в Ко- латсельгу. Дело о брошенном локомобиле полу­ чило широкий общественный резонанс. Х.Н. Юво- нен даже писал объяснительную записку. Месяц спустя он покинул свою должность по болезни. 6 апреля 1932 г. в 8 часов утра раздался сигнал ло­ комобиля, на вышке домны взвилось красное зна­ мя труда. Отчёты о парадном мероприятии были направлены во все руководящие органы Карелии. Пуск доменной плавки был перенесён, а потом снова перенесён . 17 апреля 1934 г. Тулмозерский завод сно­ ва поставлен на консервацию (видимо, это было временное решение) и передан на баланс треста «Шунгит», который обязался обеспечить сохран­ ность основных фондов, включая здания, соору­ жения и оборудование. Поскольку в условиях тотального дефицита имущество завода стано­ вилось лакомым куском для действующих пред­ приятий, то уже в апреле началась его поэтапная реализация, чему в тресте поначалу препятство­ вали. Комендантом был назначен малограмотный деревенский житель Н.Е. Фритуев, отличавшийся порядочностью и аккуратностью. Согласно ведо­ мостям, значительная часть оборудования (паро­ вые воздуходувные машины, паровые котлы, на­ сосы, паро-динамо-машины и др.) продана уже в ноябре 1933 г., но «оставлена для хранения на заво­ де». Весной 1934 г., после начала активной распро­ дажи, как будто «снесён половодьем» перекидной мост через р. Колас. Новый мост строить не стали. С разными организациями были заключены сдел­ ки о вывозе с завода оконных рам, брёвен, рельсо­ вого железа, цинковых тросов и других полезных в хозяйстве изделий и материалов. Как и в начале ХХ в., железная руда и древесный уголь, для добы­ чи и производства которых израсходовано столько средств, никого не заинтересовали. Больше всего беспокойство коменданта вызывали места склади­ рования угля, представляющие опасность пожа­ ра. В письмах уполномоченному по ликвидации завода Н.Е. Фритуев настаивал на выделении до­ полнительной ставки сторожа, хотя качество угля, оставленного лежать под открытым небом, уже не позволяло его использовать при плавке. Проект Тулмозерского железоделательно­ го завода обошёлся карельскому бюджету в сот­ ни тысяч рублей, человеко-часов, строительных материалов и иных ресурсов. Многочисленные документы Национального архива Республики Карелия включают исчерпывающую проектно­ сметную и технологическую документацию с подробными и аккуратными чертежами несо- стоявшегося комбината. Ещё до войны жилые постройки завода переданы Колатсельгскому сельсовету для размещения школы и интерната. Впоследствии в этих зданиях много лет подряд проводились пионерские сборы и летние лагеря, в 1990-х на фоне живописных развалин собирались карельские скауты. Из года в год то одна, то другая молодёжная группа занимались расчисткой тер­ ритории от кустарника и растительности. Нако­ нец, с участием молодежи, на этом месте разбит современный ландшафтный парк «Тулмозерье». А в то р б л а г о д а р и т А .Л . П о т р а в н о в а , Т.Ю. Хмельник и А.В. Кузьмичёву за помощь в подготовке статьи. Список литературы 1. Потравнов АЛ., Хмельник Т.Ю. Особенности научно-исследовательской работы при подготов­ ке объектов горно-индустриального наследия к туристическому показу // Роль туризма в устойчи­ вом развитии Русского Севера. Тр. всерос. научно- практич. конф. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2015. С. 237-242. 2. Шеков К.В., Потравнов АЛ . История гео­ логических изысканий Тулмозерского место­ рождения железной руды, Сев. Приладожье // Тр. КарНЦ РАН. 2015. № 7. С. 192-201. 3. Потравнов АЛ., Хмельник Т.Ю., Грибушин А.И. Тулмозерский железоделательный завод // Дорога горных промыслов. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2014. С. 322-323. 4. Варенцов Н.А. Слышанное. Виденное. Пере­ думанное. Пережитое. М.: Новое лит. обозрение, 2011. 848 с. 5. Шеков К.В. Последняя надежда Тулмозерско- го чугунолитейного завода: попытки возрожде­ ния чёрной металлургии в Карелии в 1929-1932 гг. // Роль туризма в устойчивом развитии Русского Севера. Тр. всерос. научно-практич. конф. Петро­ заводск: КарНЦ РАН, 2015. С. 277-287. Шеков К.В., Петрозаводск

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz