Тиетта. 2016, N 4 (38).
История науки / History of science более ценное оборудование. Отчаянной опера ции помешали бдительные местные жители. Как говорилось об этом случае в советской прессе, по отношению к иностранным посланцам исполь зован полный арсенал физического воздействия. На защиту социалистической собственности вста ли М. Фёдоров, Н. Редькин, А. Рягоев и И. Марков. Они задержали подводы лошадей, перерезали верёвки и сломали оглобли в дровнях. Оборудо вание завода, в конце концов, было вывезено, но произошло это 25 лет спустя, в годы оккупации Пряжинского р-на финскими войсками. В годы восстановления народного хозяйства Карелии, разрушенного гражданской войной, к развитию тяжёлой металлургии подходили осто рожно, потому что требовались крупные инвести ции. Несмотря на обнадёживающие результаты проведённого в 1927 г. советскими специалиста ми обследования Тулмозерского завода, его вос становление в I пятилетний план не включили. Куда больший интерес со стороны Председателя СНК КАССР Э.А. Гюллинга вызывал богатый мас сив леса в приграничной полосе, на западе Пря- жинского р-на, до того времени недоступный для рубки. Всерьёз велись разговоры об организации железнодорожного сообщения между Петроза водском и д. Колатсельга. Дополнительны дово дом было то, что в случае пуска Тулмозерского завода по той же дороге можно будет перевозить чугунный полуфабрикат. Но это во вторую оче редь. На фоне непростых и даже конфликтных отношений с правлением Мурманской железной дороги, правительство КАССР обратилось за по мощью к финнам. В обмен на преимуществен ное право заготавливать лес, им предлагалось за свой счёт соорудить лесовозную железнодорож ную ветку, соединяющую финскую железнодо рожную сеть и Петрозаводск (около 160 км). Те, в свою очередь, предложили начать строительство железной дороги со своей территории (12 км), из- за чего у советской стороны возникли опасения, что строительство может этим и ограничиться. Переговоры были свёрнуты. Позднее вопрос рас сматривался на уровне Госторга СССР, проект железнодорожной линии «Петрозаводск - Колат- сельга» выполнен в 1929 г. одним из ленинград ских предприятий, но реализован не был. Геологическая партия под руководством Г.С. Дубровой начала свою работу в Тулмозерье 17 июня 1929 г. Случилось это, когда карельское руководство заявило, что если этот вопрос и даль ше будет игнорироваться, то экспедиция в Тул- мозеро будет организована республикой само стоятельно. Втечение лета Г.С. Дубровой вскрыты карьеры, отобрано около 1.5 тыс. проб, заложе но несколько разведочных канав. С началом осе ни начались дожди, оборудование для откачки воды не поступило, и работы приостановились, а \ 53 \ 1 Г.С. Дуброва была отозвана в Ленинград. В усло виях полной неопределённости 14 октября 1929 г. Карельское правительство приняло решение о восстановлении доменного производства в Каре лии, имея ввиду, в первую очередь, Тулмозерский завод. Большевиков не смутил печальный опыт акционерного общества «Сталь». Прежние за труднения были списаны на бесхозяйственность и воровство, неизбежные при капиталистическом укладе. Все сомнения участников заседания раз веял инженер Главкинский, командированный ВСНХ РСФСР. Его выводы опирались на «лите ратурные данные», нуждающиеся в критическом осмыслении (чего сделано не было), и на бравур ные отчёты геологов и горных инженеров, кото рые обследовали месторождение на заре строи тельства завода. Но Главкинский был уверен в успехе начинания, ручался за политическое и фи нансовое участие в нём союзных органов. Откуда ему было знать, что эта поддержка ограничится ободрением и сочувствием?! Предварительные данные по запасам по лезного ископаемого в Тулмозерье утверждены весной 1931 г. Попытки прямого и косвенного давления советских, партийных и хозяйственных органов, направленные на ускорение геологиче ских изысканий, воздействия не имели - исполни тели работ карельским органам не подчинялись. Специалисты отмечали неблагоприятные усло вия для промышленной добычи железной руды и выражали обеспокоенность низкой рентабель ностью будущего предприятия, но были сдержан ны в оценках. В конце концов, расчёты стоимости добычи руды не входили в задачи геологической партии. В СНК Карелии эти предположения рас сматривались как второстепенные, не учитываю щие высокого значения самого появления по добного объекта на границе с Финляндией. «Для большевиков нет ничего невозможного!» - бодро заверял присутствующих на областной партий ной конференции в январе 1932 г. Председатель Центрального совнархоза КАССР И.П. Бабкин. Персональная ответственность за пуск завода воз лагалась на него. Отчёт геологоразведчиков для Правительства КАССР был формальностью, по литическое решение уже было принято, восстано вительные работы на заводе начались. Активность время от времени затихала: в течение нескольких лет завод трижды ставился на консервацию. Не смотря на перечень обстоятельств, препятствую щих его работе, предполагалось, что со временем предприятие станет эффективным, когда сдви нется с мёртвой точки строительство железной дороги, активизируются лесозаготовки и добыча торфа и, кроме того, большие надежды возлага лись на шунгиты как топливо [5]. Отдельный эпизод, напоминающий анекдот, был связан с доставкой в Тулмозерье парового ло
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz