Тиетта. 2016, N 4 (38).

История науки / History of science Г Слева: ул. Ферсмана. Справа: ул. Ленина. Left: Fersman Street. Right: Lenin Street. За 5 предстоящих лет в городе будет сдано в экс­ плуатацию ещё 200 тыс. м2жилья». «Город устремлён в будущее» - как здорово звучит! И ведь это было. Но через 15 лет случилась и никак не завершится перестройка. Вспоминает­ ся из некогда популярной песни: «Есть у револю­ ции начало, нет у революции конца!» Верно заме­ чено, что История повторяется, но уже как ф а р с . И всё же город живёт и борется за своё будущее. Рудники и обогатительные фабрики работают, но вполсилы. Кольский научный центр (ранее Коль­ ский филиал АН СССР) со всей академической наукой перешёл в ведение Федерального агент­ ства научных организаций (ФАНО), но никак не примет конфигурацию Федерального исследова­ тельского центра (ФИЦ КНЦ). «Геологи. Перво­ проходцы. Они разбудили Хибинский к р а й .» А сегодня уходят в маршруты от самого порога, с завистью глядя на вертолёты и вездеходы, развоз­ ящие залётных рыбаков по сёмужьим кольским р е к а м . И всё же: «Там, где ты сейчас стоишь, там и поле Куликово!» Была и такая песня, ... Гл. редактор ТУЛМОЗЕРСКАЯ РУДА КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО И КОММЕРЧЕСКОГО ИНТЕРЕСА TULMOZERO ORE AS AN OBJECT OF SCIENTIFIC AND COMMERCIAL INTEREST The Tietta introduces its new author, K.V Shekov (Petrozavodsk). In the current article, he highlights the history of florescence and decay o f the Tulmozersky iron-producing plant in the Pryazhinsky region, Karelia. Destinies of tsarfamily members, outstanding Russian geologists and entrepreneurs have been tightly woven in it. Nowadays it is a popular historical monument to the mining and metallurgic industry of the late XIX century. Новый туристический объект открылся в 2014 г. в Пряжинском национальном муници­ пальном районе Республики Карелия рядом с д. Колатсельга на базе Тулмозерского железоде­ лательного завода. Это ярчайший из памятников истории отечественной горной и металлургиче­ ской промышленности конца XIX в. Несмотря на высокую сохранность, компактность произ­ водственного объекта и монументальность архи­ тектуры, до сих пор это место привлекало разве что исследователей и редких путешественников. Даже для местного населения заводские построй­ ки не представляли интереса - считалось, что это остатки бывшей шведской крепости. Ситуация изменилась с запуском российско-финляндского проекта КА334 «Mining Road» Программы Евро­ пейского Союза Karelia ENPI CBC. При подготов­ ке к туристическому показу руин Тулмозерского завода, в ходе комплексных научных изысканий с опорой на архивные документы, установле­ но большое историческое и культурологическое значение памятника. Завод предстал как пред­ приятие тяжёлой промышленности эпохи инду­ стриализации в России 1890-х и как средоточие

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz