Тиетта. 2016, N 3 (37).
Письма в редакцию / Letters to editorial staff f озадачил - от 4.5 до 12.5 лет. Но оказалось, что он мало влияет на интерес к геологии и успехи. Так, с заданием по поиску гранитной гальки лучше всех справилась самая юная Даша. Среди лиде ров были 8-летние Тимофей и Андрей, не пропу стившие ни одного занятия. На уроках побывали и родители - с ознакомительно-познавательными целями и по моей просьбе - приглядеть за детьми во время промывки шлихов. Продолжительность занятия - от 40 до 80 мин. Далее у детей пропадало внимание, они начи нали отвлекаться. Примерно 2/3 занятия были «аудиторными», оставшаяся часть - практиче ская. Посещение занятий свободное, обычно 4-6 человек. Помимо каменного материала, демон стрировались и использовались геологические реквизиты: молоток, полевой дневник, карта, аэ рофотоснимок, микроскоп, шлифы и аншлифы, простейший набор для диагностики минералов, старательский лоток. Наибольший интерес и не однократные попытки взять на память вызывали образцы горных пород, минералов и ископаемых органических остатков, археологические артефак ты. Тематика занятий была следующей. Занятие 1. Общая геология. Планета Земля и её положение в Солнечной системе. Внутреннее строение Земли. Понятия «горная порода» и «ми нерал». Гранит как одна из самых распространён ных горных пород. Слагающие его минералы: по левые шпаты, кварц, слюда, темноцветные. Занятие 2. Минералогия. Формы нахождения минералов в природе. Основные диагностические свойства минералов: цвет, агрегатное состояние, удельный вес, твёрдость, блеск, спайность, излом, цвет черты. Некоторые специфические свойства: вкус (галит), запах после удара (кремень), магнит ные свойства. Занятие 3. Петрография . Типы горных пород и последовательность их возникновения на Зем ле. Магматические горные породы - глубинные и изверженные, как их различать (гранит и рио- лит, габбро и базальт). Осадочные горные породы - обломочные (пески и песчаники, галечники и конгломераты), органогенные (известняки), хемо- генные (соли). Метаморфические горные породы - гнейсы, мрамора. Занятие 4. Полезные ископаемые . Общее понятие. Типизация. Твёрдые, жидкие, газоо бразные. Горючие (нефть, газ, уголь), рудные (са мородные, коренные, россыпные), нерудные (гра фит, соль, слюда), цветные и драгоценные камни (агаты, яшмы, горный хрусталь, цитрин, аметист, бирюза, алмазы). Связь полезных ископаемых с определёнными типами горных пород. Занятие 5. Палеонтология и геохронология. Эволюция жизни на Земле и использование орга нических ископаемых для геохронологии. Основ ные этапы развития Земли. Демонстрация руко водящих окаменелостей - строматолиты (PCm), трилобиты (ранний PZ), кораллы, брахиоподы, криноидеи и мшанки (поздний PZ), аммониты, белемниты, двустворчатые моллюски, окамене лая древесина (MZ), рыбы (KZ). Занятие 6. Шлиховое опробование. Демон страция гидродинамических свойств твёрдых веществ (скорость осаждения одноразмерных гальки, изюма, кофейного зерна). Рассказ о прин ципах образования россыпей. Лотковое опробо вание донных отложений деревенского пруда. Занятие 7. Археология и роль камня в эволю ции и жизни человека . Предмет изучения архео логии. Периодизация ранних этапов развития че ловечества. Каменный век и использование камня древними людьми - рубило, скребки, нуклеусы, отщепы, микролиты, наконечники, топоры. Ис точники каменного материала для артефактов соседней льяловской неолитической культуры. Бронзовый век - украшения конской сбруи. Же Слева: промывка золота. Справа: Успешное окончание школы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz