Тиетта. 2016, N 3 (37).

Письма в редакцию / Letters to editorial staff f озадачил - от 4.5 до 12.5 лет. Но оказалось, что он мало влияет на интерес к геологии и успехи. Так, с заданием по поиску гранитной гальки лучше всех справилась самая юная Даша. Среди лиде­ ров были 8-летние Тимофей и Андрей, не пропу­ стившие ни одного занятия. На уроках побывали и родители - с ознакомительно-познавательными целями и по моей просьбе - приглядеть за детьми во время промывки шлихов. Продолжительность занятия - от 40 до 80 мин. Далее у детей пропадало внимание, они начи­ нали отвлекаться. Примерно 2/3 занятия были «аудиторными», оставшаяся часть - практиче­ ская. Посещение занятий свободное, обычно 4-6 человек. Помимо каменного материала, демон­ стрировались и использовались геологические реквизиты: молоток, полевой дневник, карта, аэ­ рофотоснимок, микроскоп, шлифы и аншлифы, простейший набор для диагностики минералов, старательский лоток. Наибольший интерес и не­ однократные попытки взять на память вызывали образцы горных пород, минералов и ископаемых органических остатков, археологические артефак­ ты. Тематика занятий была следующей. Занятие 1. Общая геология. Планета Земля и её положение в Солнечной системе. Внутреннее строение Земли. Понятия «горная порода» и «ми­ нерал». Гранит как одна из самых распространён­ ных горных пород. Слагающие его минералы: по­ левые шпаты, кварц, слюда, темноцветные. Занятие 2. Минералогия. Формы нахождения минералов в природе. Основные диагностические свойства минералов: цвет, агрегатное состояние, удельный вес, твёрдость, блеск, спайность, излом, цвет черты. Некоторые специфические свойства: вкус (галит), запах после удара (кремень), магнит­ ные свойства. Занятие 3. Петрография . Типы горных пород и последовательность их возникновения на Зем­ ле. Магматические горные породы - глубинные и изверженные, как их различать (гранит и рио- лит, габбро и базальт). Осадочные горные породы - обломочные (пески и песчаники, галечники и конгломераты), органогенные (известняки), хемо- генные (соли). Метаморфические горные породы - гнейсы, мрамора. Занятие 4. Полезные ископаемые . Общее понятие. Типизация. Твёрдые, жидкие, газоо­ бразные. Горючие (нефть, газ, уголь), рудные (са­ мородные, коренные, россыпные), нерудные (гра­ фит, соль, слюда), цветные и драгоценные камни (агаты, яшмы, горный хрусталь, цитрин, аметист, бирюза, алмазы). Связь полезных ископаемых с определёнными типами горных пород. Занятие 5. Палеонтология и геохронология. Эволюция жизни на Земле и использование орга­ нических ископаемых для геохронологии. Основ­ ные этапы развития Земли. Демонстрация руко­ водящих окаменелостей - строматолиты (PCm), трилобиты (ранний PZ), кораллы, брахиоподы, криноидеи и мшанки (поздний PZ), аммониты, белемниты, двустворчатые моллюски, окамене­ лая древесина (MZ), рыбы (KZ). Занятие 6. Шлиховое опробование. Демон­ страция гидродинамических свойств твёрдых веществ (скорость осаждения одноразмерных гальки, изюма, кофейного зерна). Рассказ о прин­ ципах образования россыпей. Лотковое опробо­ вание донных отложений деревенского пруда. Занятие 7. Археология и роль камня в эволю­ ции и жизни человека . Предмет изучения архео­ логии. Периодизация ранних этапов развития че­ ловечества. Каменный век и использование камня древними людьми - рубило, скребки, нуклеусы, отщепы, микролиты, наконечники, топоры. Ис­ точники каменного материала для артефактов соседней льяловской неолитической культуры. Бронзовый век - украшения конской сбруи. Же­ Слева: промывка золота. Справа: Успешное окончание школы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz