Тиетта. 2016, N 3 (37).

творческаягалерея/Artgalery Г Рис. 7 (слева): А.Л. Лесков у шлагбаума «Апатита». Рис Fig. 7 (left): A.L. Leskov by «Apatit» gate. Fig годы, рудник «Центральный» стал главным гор­ ным предприятием «Апатита» (рис. 6). Он давал почти половину апатито-нефелиновой руды: в 1987-88 гг. около 30 млн. т. в год - больше, чем все рудники АО «Апатит» в 2015 г. И на всех торже­ ствах, посвящённых трудовым успехам горняков «малой Антарктиды», неизменно звучала песня Визбора. Прошло полвека. Руды плато Расвумчорр в значительной мере выработаны, половина горно­ го массива исчезла, а сам рудник «Центральный» - теперь один из карьеров рудника «Восточный». Намечены к отработке в ближайшие годы рудные линзы на Ийолитовом отроге и в районе старой высотной промплощадки. Д. чл. РМО И.С. Кра- соткин и А.Л. Лесков решили совершить экскур­ сию по знаменитой дороге, воспетой Визбором. Солнечным утром 23 июня 2016 г., выйдя из ав­ тобуса «Кировск - Коашва» на остановке «Жел- дорцех», мы проследовали к отворотке на плато. По массивным бетонным плитам совершенно пу­ стынной дороги прошагали около 3 км и упёр­ лись в шлагбаум (рис. 7). Он существовал давно и был предназначен для контроля автотранспорта. Одинокие пешеходы раньше спокойно его мино­ вали и поднимались по шоссе к «месторождени­ ям» грибов и ягод. Члены Кольского отделения РМО и сотрудники Геологического института КНЦ РАН свободно направлялись по этой доро­ ге в знаменитое Пирротиновое ущелье с горными выработками 1930-х . Но времена изменились. Нас поджидал щит с грозной надписью: «Проезд на территорию Цен­ трального рудника автотранспорта сторонних ор­ ганизаций, не оснащённого проблесковыми ма­ 8 (справа): Ущелье Голубых озёр. Вход пока разрешён! 8 (right): Blue Lakes Gorge. Free entry so far! ячками жёлтого цвета, запрещён!». Под лай двух грозных псов из будки вышел не менее грозный охранник, выслушал сообщение о наших благо­ родных намерениях - почтить память рудника Центральный пешим маршрутом по знаменитой дороге на «затылок Хибин». И хмуро заявил, что не может пропустить «нарушителей границы» на пустынную дорогу, не имеющую ныне ни страте­ гического, ни экономического, ни транспортного значения (весь транспортный поток в карьер сей­ час идёт с промплощадки рудника «Восточный»). А также не советует пытаться обойти КПП по лесу - он нас вычислит и отправит погоню в виде джипа с вооружённой о х р а н о й . Что ж, новое время - новые песни! Наш по­ рыв регионального патриотизма, о котором не­ устанно твердят СМИ, погиб в зародыше. Два потенциальных «террориста», посягнувших на «священные» границы АО «Апатит», были вы­ нуждены изменить «крутой маршрут». Мы раз­ вернулись и отправились лечить душевные раны, нанесённые общением с молодым российским капитализмом, на полудикий отрог г. Айкуайвен- чорр, где расположено широко известное диво - ущелье Голубых озёр (рис. 8)... И неожидан­ но вспомнился заключительный куплет песни, почему-то исключённый Визбором из печатных текстов. Я услышал его в начале 1960-х по радио­ журналу «Кругозор» в исполнении автора: У подножья плато в синей дымке страна, Едут парни в составах за тысячи гор, У кого вышина, у кого целина, А у нас апатит на плато Расвумчорр . Красоткин И.С., к.т.н., д. чл. РМО Фото: Красоткин И.С., Мемешкин В.Н., Интернет. Кировск

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz