Тиетта. 2016, N 3 (37).
творческаягалерея/Artgalery Г Кубы галенита (слева) и пентагондодекаэдры пирита (справа). Cubes of galenite (left) and pentagondodecahedra of pyrite (right). копируют и превосходят изяществом филигран ную изрезанность хвощей и плаунов. В сероватых агатовых ядрах таятся ледовые завесы, планы сим метричных крепостей, лесные пожары, обильные искрами и пеплом. В толще яшмы, гранита, слю ды рассеяны повторяющиеся знаки непонятно го алфавита. Самые невообразимые рисунки не противоречат простоте божественной геометрии. Галенит сложен кубами, флюорит - октаэдрами, кальцит представляет ромбоэдр, пирит - пента- гондодекаэдр. Наконец, сильнее, чем любая дру гая фигура, удивляет своей предельной строго стью совершенный треугольник - тот, что всегда сопутствует турмалину или бесконечно отражает ся на поверхности железного блеска. Мне кажется тогда: науке не измыслить точ ности, бреду не создать фантазии, искусству не добиться гармонии и смелости, которыми не об ладали бы в зародыше, в идее или в несомнен ной и великолепной законченности структуры, формы, рисунки камней. Минералы - исходный запас, основа существования всего, что способно растворяться, истощаться и рассеиваться - вклю чая, быть может, откровения грёзы и головокру жительный восторг. Минералы убеждают меня: фантазия - лишь одно из мыслимых продолже ний материи» (Введение в минералы. С. 175-177). «На агате бесспорно, с удивительной чёт костью изображена птица, но это ни зяблик, ни сова, ни орёл. Это обобщённая птица, в которой представлены все птицы сразу. Сочетание кварца с полевым шпатом даёт беспорядочную россыпь мелких ломаных многогранников: они вызывают почти непреодолимую ассоциацию с печатными буквами. Несомненно, это изображение знаков неведомого письма. Ни один из известных алфа витов они, однако, не напоминают. Это имита ция целого ряда прямолинейных алфавитов, ни к одному из них в отдельности не близкая. Сходство случайно, в нём нет подражания. С чем, наконец, связно столь банальное впе чатление, будто камень изображает пейзаж или чудовище? Не с тем ли фактом, что нет практиче ски ничего такого, в чём невозможно с лёгкостью усмотреть пейзаж или чудовище? Несколько со ответствующих элементов, расположенных едва ли не наудачу, непременно напомнят природный ландшафт: равнину или же гору, холмистую мест ность или отвесную скалу, узкий ручей или ши рокую реку, одинокое дерево (платан, тополь или пальму), заросли кустарника или корабельную рощу. Всё зависит от форм, размеров, компози ции. Образцов бесчисленное множество, отсюда следует, что случайная картинка неизбежно бу дет напоминать один из них. Что же касается чу довищ, на то они и чудовища, чтобы являть очер тания нелепые и непредсказуемые: именно таков обычный удел рисунков на минералах» (Жрица. С. 219). Сборник эссе «Вглубь фантастического. От ражённые камни» впервые издан на русском языке 10 лет назад, но ещё доступен на книжном рынке с другими эссе Р. Кайуа. Спешите купить и прочесть! ВойтеховскийЮ.Л., д.г.-м.н. проф. Фото - Интернет. Апатиты
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz