Тиетта. 2016, N 3 (37).

творческаягалерея/Artgalery Г Кубы галенита (слева) и пентагондодекаэдры пирита (справа). Cubes of galenite (left) and pentagondodecahedra of pyrite (right). копируют и превосходят изяществом филигран­ ную изрезанность хвощей и плаунов. В сероватых агатовых ядрах таятся ледовые завесы, планы сим­ метричных крепостей, лесные пожары, обильные искрами и пеплом. В толще яшмы, гранита, слю­ ды рассеяны повторяющиеся знаки непонятно­ го алфавита. Самые невообразимые рисунки не противоречат простоте божественной геометрии. Галенит сложен кубами, флюорит - октаэдрами, кальцит представляет ромбоэдр, пирит - пента- гондодекаэдр. Наконец, сильнее, чем любая дру­ гая фигура, удивляет своей предельной строго­ стью совершенный треугольник - тот, что всегда сопутствует турмалину или бесконечно отражает­ ся на поверхности железного блеска. Мне кажется тогда: науке не измыслить точ­ ности, бреду не создать фантазии, искусству не добиться гармонии и смелости, которыми не об­ ладали бы в зародыше, в идее или в несомнен­ ной и великолепной законченности структуры, формы, рисунки камней. Минералы - исходный запас, основа существования всего, что способно растворяться, истощаться и рассеиваться - вклю­ чая, быть может, откровения грёзы и головокру­ жительный восторг. Минералы убеждают меня: фантазия - лишь одно из мыслимых продолже­ ний материи» (Введение в минералы. С. 175-177). «На агате бесспорно, с удивительной чёт­ костью изображена птица, но это ни зяблик, ни сова, ни орёл. Это обобщённая птица, в которой представлены все птицы сразу. Сочетание кварца с полевым шпатом даёт беспорядочную россыпь мелких ломаных многогранников: они вызывают почти непреодолимую ассоциацию с печатными буквами. Несомненно, это изображение знаков неведомого письма. Ни один из известных алфа­ витов они, однако, не напоминают. Это имита­ ция целого ряда прямолинейных алфавитов, ни к одному из них в отдельности не близкая. Сходство случайно, в нём нет подражания. С чем, наконец, связно столь банальное впе­ чатление, будто камень изображает пейзаж или чудовище? Не с тем ли фактом, что нет практиче­ ски ничего такого, в чём невозможно с лёгкостью усмотреть пейзаж или чудовище? Несколько со­ ответствующих элементов, расположенных едва ли не наудачу, непременно напомнят природный ландшафт: равнину или же гору, холмистую мест­ ность или отвесную скалу, узкий ручей или ши­ рокую реку, одинокое дерево (платан, тополь или пальму), заросли кустарника или корабельную рощу. Всё зависит от форм, размеров, компози­ ции. Образцов бесчисленное множество, отсюда следует, что случайная картинка неизбежно бу­ дет напоминать один из них. Что же касается чу­ довищ, на то они и чудовища, чтобы являть очер­ тания нелепые и непредсказуемые: именно таков обычный удел рисунков на минералах» (Жрица. С. 219). Сборник эссе «Вглубь фантастического. От­ ражённые камни» впервые издан на русском языке 10 лет назад, но ещё доступен на книжном рынке с другими эссе Р. Кайуа. Спешите купить и прочесть! ВойтеховскийЮ.Л., д.г.-м.н. проф. Фото - Интернет. Апатиты

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz