Тиетта. 2016, N 3 (37).

Творческаягалерея/Artgalery л зм лахитовую шкатулку» П.П. Бажова, из минера­ логической - «Путешествия за камнем», «Рас­ сказы о самоцветах» и «Воспоминания о камне» А.Е. Ферсмана. А недавно я познакомился с ав­ тором, занявшим место между ними по соотно­ шению художественного и минералогического в текстах. Бывают счастливые интуиции! Что-то толкнуло меня в отдел «Социология и политоло­ гия» книжного магазина, а там на выкладке - кни­ га [Кайуа Р. Вглубь фантастического. Отражённые камни. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2006. 280 с.]. Согласитесь - интригует, особенно про камни. Из аннотации: «Р. Кайуа (1913-1978) - блестящий эрудит и виртуозный эссеист. Предметом его внимания является таинственное - будь то зага­ дочные порождения творческой фантазии худож- бежно фантастическим, но в то же время произ­ вольным характером, они отчасти так и остаются для нас лишёнными смысла. Совсем иначе обсто­ ит дело с окаменелостями: они, напротив, порож­ дены неумолимо-строгой морфологией. В них нет ничего от грёзы. Разум вынужден воспринимать их во всей полноте индивидуальной геометрии» (Девонское наследие. С. 171). «Среди камней с узорами тосканские из­ вестняки справедливо относят к самым строгим. Рисунок здесь иногда сводится к нескольким ли­ ниям, обрамляющим монохромное пятно цвета сливы или ржавчины, лаванды или абсента. Ней­ тральный контур выделяет пустынную луговину, над которой змеятся испарения. Эти отравленные пастбища, покинутые скотом и даже призраками, Дендриты марганца (слева) и письменный гранит (справа). Dendrites of manganese (left) and graphic granite (right). ников или странные, волнующие воображение творения природы. Непознанное - не значит не­ познаваемое, убеждён Р. Кайуа. С его точки зре­ ния, удивление перед тайной лишь стимулирует пытливый ум исследователя, вызывает стремле­ ние расшифровать смысл неразгаданных явле­ ний, найти ключ неведомого кода. < . > Произве­ дения, вошедшие в книгу, печатаются на русском языке впервые». Мне импонирует убеждённость Р. Кайуа в познаваемости мира. А «стремление расшифровать см ы с л ., найти к л ю ч .» - разве не об этом написана Д.П. Григорьевым «Онтогения минералов»? Отныне рекомендую студентам Р. Кайуа как введение к Д.П. Григорьеву. «Камни с рисунками - кладовые грёз. Это приманка для воображения: оно не успокоится, пока не отыщет в этих коробах какой-нибудь об­ раз. Иллюзорные картины, которые оно скорее проецирует, нежели открывает, целиком зави­ сят от случая, я хочу сказать: от стечения скрытых причин. Вот почему, завораживая своим неиз- озарены слабыми отблесками какого-то опально­ го светила. < . > Фон выцвел и много испытал: он изборождён косыми полосами, рассечен узкими отверстиями, прорезан биссектрисами, испещрён зарубками молний и дротика - и никогда ничто не напоминает о присутствии здесь живого суще­ ства или предмета. Разреженные пространства, просветы, в которых открывается только небо, где нет ни птиц, ни облаков. Жуткая пустынность восхищает, ошеломляет, заставляет отступить» (Яшма с берегов Арно. С. 173-175). «Я не устаю перебирать камни, один за дру­ гим. Абстрактные призмы кристаллов (они, как и души, не отбрасывают тени) дарят мне чудо глад­ кой, прямолинейной, незамутнённой прозрачно­ сти: твёрдость, порядок, пустоту и блеск - всё сра­ зу. Летучая ртуть раскрывает передо мной чудо замёрзшего и жидкого металла. Тёмное зеркало обсидиана порой удерживает в сумрачном пле­ ну пойманную радугу. Дендриты марганца в из­ вестняке, в кремне, даже в непроницаемом кварце

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz