Тиетта. 2016, N 3 (37).

Творческаягалерея/Artgalery л - м профессор Фролов, потом ленинградская худож­ ница Данилочкина и художник Скворцов. На них ложилась большая ответственность, потому что именно они должны были подобрать камни по рисунку и показать низменности, горы, р е к и . Т. Романовская, журналист: Сейчас гово­ рят о том, что вы работали чуть ли не на казар­ менном положении, под дулом пистолета. А. Самоха: Боже упаси, ничего подобного. Да, это был 1937 год. Может быть, где-то что-то и происходило, мы ведь всё узнали после того, как это разоблачил Н.С. Хрущёв. На нашем заводе, где работали профессора и академики из Москвы и с Урала, никого не арестовали, не понукали. Я ещё раз хочу повторить, что это была инте­ ресная работа. Люди работали с такой охотой! Мы были всем обеспечены. Нас кормили три раза в день, ходили обедать в столовую рядом, к нам приглашали парикмахера, потому что мужчинам нужно было почаще бриться-стричься. У нас был такой ответственный товарищ Мстиславский, мо­ жет быть, кто-то его ещё помнит. Так он вложил все силы в эту карту, строго следил за всем, и у нас настроение было исключительно хорошее. Нам было дано задание выполнить работу в срок. По­ этому мы сидели и работали, но домой и в баню ходили. Но я вам говорю, что нас не подгоняли ни Сталин, ни милиция. Подгоняла работа, которую нам доверили, мы её делали с удовольствием. Ю. Аксентон, историк: Дело в том, что уже в 1935 г. С. Орджоникидзе, будучи наркомом тяжё­ лой промышленности, предложил создать выстав­ ку индустрии социализма. Но нужен был экспо­ нат, который как бы концентрировал в себе идею этой выставки. Появилась идея создать к 20-летию Октября (именно тогда предполагалось открытие выставки, то есть в октябре 1937 г.) карту, на кото­ рой отразить все достижения индустриализации, всё новое: строительство новых заводов, фабрик, развитие промышленности, геологических иссле­ дований - поэтому появилась идея создания кар­ ты. Но здесь произошло следующее. Одновремен­ но, где-то с середины 1936 г., началась подготовка к Парижской выставке, и появилась идея отправить её на Парижскую выставку, а она открывалась не в октябре, а в мае. То есть сроки изготовления кар­ ты сокращались на полгода. До открытия Париж­ ской выставки оставалось пять месяцев, и всё это при полном отсутствии опыта мозаичных работ подобного масштаба. Надо сказать, что счастливая мысль об отправке карты в Париж и сокращение сроков на полгода дорого обошлась управляюще­ му треста Красавину, который с 1932 г. возглавлял трест «Русские самоцветы». Здесь, как видите, он оказался вредителем, посмертно реабилитирован во времена хрущёвской оттепели. Т. Романовская: Так что не всё было гладко у создателей карты. Практически она как в зеркале отразила все этапы жизни нашего общества. Л. Николаев: 11 месяцев напряжённого тру­ да не были напрасны. Можно спорить, чего тут больше - искусства или ремесла, что поражает больше - огромные размеры или тщательность отделки, ювелирное мастерство. Так или ина­ че карта имела грандиозный успех во Франции на всемирной выставке 1937 г. А два года спустя в Нью-Йорке на очередной международной вы­ ставке она вновь была отмечена грамотой. Карта из самоцветов пережила войну, но затем камне­ резы вновь взялись за работу. Перемены границ государства потребовали переделок в карте. О. Соболев: Конечно, труд мастеров был огромным. Иллюстрацией этого служит такой факт. По сведениям, опубликованным в газе­ тах того времени, для изображения рельефа Со­ ветского Союза использовано около 10 т мало- муйнаковской яшмы. А из неё изготовлено всего 200 кг фанеры, которая вошла в карту. Вот, значит, из 10 т отобрано только 200 кг. Представляете, ка­ кой это был труд? И раз уж разговор пошёл на та­ кой печальной ноте, хотелось бы обратить внима­ ние на то, что в упадке находится не только труд резчиков и камнерезов. К сожалению, сейчас про­ исходит расхищение наших природных богатств. Цветной камень, из которого можно делать пре­ красные произведения искусства, которыми лю­ буются в Эрмитаже, в частности, и нашей картой, разворовывается. Дело идёт к тому, что скоро их не из чего будет делать. Многочисленные совмест­ ные предприятия, кооперативы и частные лица занимаются хищнической эксплуатацией, добы­ чей и продажей цветного камня на Запад. Сию­ минутное увлечение, получение валюты прева­ лирует над всем. Масштаб бедствия с цветным камнем можно сравнить только с распродажей предметов искусства в 1930-х. Приложение 2. Символ наш ей страны и экспо­ нат Всемирной выставки. [Жамойда А.И. Ежегодник ЦНИГР музея. 2003. вып. 5] Познакомился я с директором Эрмитажа, совершенно необыкновенным человеком, акад. Б.Б. Пиотровским в 1979 г. Ко мне он как-то бы­ стро расположился и, посещая Эрмитаж, я всег­ да заходил в его кабинет со шпалерами на сте­ нах и нежно звенящими настольными часами. На второй или третьей встрече Б.Б. предложил мне взять в ЦНИГР музей карту СССР из само­ цветов, что стояла тогда в Георгиевском зале на месте царского трона. Над картой помещался

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz