Тиетта. 2016, N 3 (37).

Путешествия / Travels f Рис. 10 (слева): на горизонте - Хибины. Рис. 11 (справа): хранитель петроглифов. Fig. 10 (left): Khibiny on horizon. Fig. 11 (right): keeper of petroglyphs. вернулись к лагерю. Вечер на берегу Канозера был тихим. В глади воды отражалось заполярное ночное солнце (рис. 5). Утром снова погрузились в байдарку и отправились в знакомый путь. На этот раз взя­ ли большой кусок плотной непрозрачной чёр­ ной плёнки, фонарь и широкий рулон бумаги для протирки рисунка. Камень за ночь успел вы­ сохнуть. На серой поверхности гранита отчётли­ во виднелись прожилки минералов, хаотичные углубления и царапины (рис. 6). Вадим исполь­ зовал свой способ выявления выбитых изображе­ ний: накрывшись с головой непрозрачной плён­ кой, светит широким фонарём сбоку от камня - и рельеф становится различимым в свето-теневом рисунке. Несмотря на надежды нового открытия, метод петроглифов не выявил. Ничего не дала и протирка по бумаге. Все линии и выбоины - игра природы, работа ледников и погодных факторов. Так свершилось «научное закрытие», и мы поспе­ шили в лагерь. После обеда нас ждала переправа на о. Еловый, где на прибрежных скалах уже открыты сотни петроглифов. На островах запрещено раз­ бивать стоянки, но для нас, как членов исследова­ тельской экспедиции, сделали исключение. Пер­ вое знакомство с петроглифами состоялось сразу же по прибытии на о. Еловый, но только благо­ даря большому опыту Вадима. Самостоятельно в пасмурную погоду различить древние рисунки практически невозможно: все скалы, сложенные метаморфизованными горными породами уль­ траосновного состава, одинаково серые, с пятнами лишайников. Но, укрывшись плёнкой и воору­ жившись фонарём, можно раскрыть секреты кам­ ня. Вот стоит большой человек, может, шаман. Он широко раскинул руки и ноги, растопырил паль­ цы. Колдует? Рядом с ним оставил отпечатки лап «каменный» медведь (эти «следы» в учёной среде называют «утюгами» из-за сходства форм). В из­ учении и фотосъёмке рисунков прошёл остаток дня. И погода этому помогла! Вечер выдался за­ мечательный. Небо прояснилось, низкое солнце щедро осветило скалы на западе острова. Благо­ даря нежно-розовому свету, нам удалось увидеть все изображения. Скала, ещё недавно невзрачная, теперь пестрила десятками картин: олени, люди, символы и знаки (рис. 7-9). Почему древние вы­ брали именно эти скалы, что они хотели сказать этими рисунками? Создавали идеальный мир Рис. 12 (слева): купол на о. Каменном. Рис. 13 (справа): музейная экспозиция. Fig. 12 (left): dome on Kamenny Island. Fig. 13 (right): museum exposition.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz