Тиетта. 2016, N 3 (37).
Путешествия / Travels f Рис. 10 (слева): на горизонте - Хибины. Рис. 11 (справа): хранитель петроглифов. Fig. 10 (left): Khibiny on horizon. Fig. 11 (right): keeper of petroglyphs. вернулись к лагерю. Вечер на берегу Канозера был тихим. В глади воды отражалось заполярное ночное солнце (рис. 5). Утром снова погрузились в байдарку и отправились в знакомый путь. На этот раз взя ли большой кусок плотной непрозрачной чёр ной плёнки, фонарь и широкий рулон бумаги для протирки рисунка. Камень за ночь успел вы сохнуть. На серой поверхности гранита отчётли во виднелись прожилки минералов, хаотичные углубления и царапины (рис. 6). Вадим исполь зовал свой способ выявления выбитых изображе ний: накрывшись с головой непрозрачной плён кой, светит широким фонарём сбоку от камня - и рельеф становится различимым в свето-теневом рисунке. Несмотря на надежды нового открытия, метод петроглифов не выявил. Ничего не дала и протирка по бумаге. Все линии и выбоины - игра природы, работа ледников и погодных факторов. Так свершилось «научное закрытие», и мы поспе шили в лагерь. После обеда нас ждала переправа на о. Еловый, где на прибрежных скалах уже открыты сотни петроглифов. На островах запрещено раз бивать стоянки, но для нас, как членов исследова тельской экспедиции, сделали исключение. Пер вое знакомство с петроглифами состоялось сразу же по прибытии на о. Еловый, но только благо даря большому опыту Вадима. Самостоятельно в пасмурную погоду различить древние рисунки практически невозможно: все скалы, сложенные метаморфизованными горными породами уль траосновного состава, одинаково серые, с пятнами лишайников. Но, укрывшись плёнкой и воору жившись фонарём, можно раскрыть секреты кам ня. Вот стоит большой человек, может, шаман. Он широко раскинул руки и ноги, растопырил паль цы. Колдует? Рядом с ним оставил отпечатки лап «каменный» медведь (эти «следы» в учёной среде называют «утюгами» из-за сходства форм). В из учении и фотосъёмке рисунков прошёл остаток дня. И погода этому помогла! Вечер выдался за мечательный. Небо прояснилось, низкое солнце щедро осветило скалы на западе острова. Благо даря нежно-розовому свету, нам удалось увидеть все изображения. Скала, ещё недавно невзрачная, теперь пестрила десятками картин: олени, люди, символы и знаки (рис. 7-9). Почему древние вы брали именно эти скалы, что они хотели сказать этими рисунками? Создавали идеальный мир Рис. 12 (слева): купол на о. Каменном. Рис. 13 (справа): музейная экспозиция. Fig. 12 (left): dome on Kamenny Island. Fig. 13 (right): museum exposition.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz