Тиетта. 2016, N 1 (35).

Творческаягалерея/Art gallery Л “\1 Виды Мурманска, Кольского залива и Баренцева моря. Фото П.Н. Лукницкого. Views of Murmansk, Kola Bay and Barents Sea. Photo by P.N. Luknitsky. ри автомобиля без лучей. Выезжаем на дорогу мимо палаток и домов Хибиногорска, остановка у кооператива № 4. Сразу толпа любопытных. Просто осада. Сгрудились - никогда не видали оленей <...>. Подъезжает лопарка Анна на своей упряжке. Вместе поедем в Апатиты. Кооператив. Потухшее электричество. Агент, проверяющий списки пайщиков. Получение продовольствия. Толпа принимает меня за лопаря. В 4.30 выезжа­ ем в Апатиты. Тёмная дорога, туман, снег, фона­ ри встречного автомобиля - мы съезжаем с до­ роги, пропускаем его - опять толпа, галдящая и бегущая сзади. Анна бежит сбоку и вскакивает на ходу <...>. Мёрзнут руки и ноги. Ночь синеет, вдали огни - это Апатиты» [6]. Лукницкий под­ робно описывает свою поездку, плюсы и минусы жизни людей в Хибинах. Например, рассказав об обстановке барака, он отмечает: «Максимальные стремления хозяев сохранить чистоту. Паразитов нет. Стол вымыт, одеяла, подушки чистые. Но об­ становка ужасающ ая.» [7]. Второй раз Лукниц- кий приезжал на Кольский п-ов по командиров­ ке «Ленинградской правды» и Союза писателей СССР в ноябре - декабре 1937 г. для участия в подготовительной работе и освещения в печати первых выборов в Верховный Совет СССР, посе­ тил Мурманск, суда тралового флота, Териберку, Д. Зеленцы, Пулозеро, а в декабре - строящийся Мончегорск. В мае 1938 г. участвовал в празднова­ нии 5-летия Северного флота. Лукницкий - автор множества очерковых и художественных произведений. Пожалуй, самый известный его роман «Ниссо» (1939-1941; опубли­ кован в 1946, выдержал 10 изданий). Он рассказы­ вает о том, как советская власть в Таджикистане меняет судьбу девушки. В 1966 г. на экраны вышел одноимённый фильм (реж. М. Арипов), по моти­ вам романа созданы опера и пьеса, он переведён более чем на 20 языков. Перу Лукницкого принад­ лежат также романы «Мойра» (1930), «Земля мо­ лодости» (1936), «Делегат грядущего» (1970), по­ вести «Дивана» (1933), «Застава Двуречья» (1938). Выпустил много сборников рассказов и очерков «У подножия смерти» (1931, позже печатался под названием «Басмачи на Алае» и «Басмачи»), «Па­ мир без легенд» (1932), «Всадники и пешеходы»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz