Тиетта. 2016, N 1 (35).
Творческаягалерея/Art gallery Л “М нить, в чём дело, но отчётливо осознавал, что смотрит на гору совершенно иначе, чем в тот день, когда шёл туда с первым караваном лошадей, и тогда, когда под нимался на неё в снегу с людьми, и даже сегодня, спу скаясь с её склонов в посёлок. Он не мог ещё понять, что отныне будет относиться к горе как к опасному и коварному врагу, он только отчётливо ощущал, что всё вокруг странно меняется. “Раз надо, что поделаешь.” - сказал Дорофеев без малейшей рисовки и опять по смотрел на гору, очертания которой едва проступали над ними» (с. 101-102). «Безветрие и хорошая видимость позволяли про вести первые испытания. Дорофеев отправился к об рывам, низвергавшимся с плато в долину, осмотреть снежные карнизы. < . > Возбуждение рождало немед ленное действие: сейчас же надо начинать! Пусть ещё нет помощников, нет сметных ассигнований, нет рабо чих, но надо начинать. Бурение он оставил без осо бых переживаний, хотя геологическая разведка и была делом его жизни. Стало ясно, что пласт рудыпростира ется на значительную глубину ипересекает весь массив Юксчорра. Важно теперь обезопасить будущее строи тельство от лавин. Прежде всего понять, как они воз никают. Когда склон становится опасным? И потом ду мать, что делать. Списаться с Ферсманом или съездить к нему: наверное, что-нибудь посоветует.» (с. 112). Пересказывать далее нюансы сюжета, старатель но выписанные характеры и сложно закрученные лич ные отношения героев - дело безнадёжное и небла годарное. Прочтите роман сами, узнайте прототипов главных героев. Жителям Хибинского края, любите лям истории его освоения это должно быть интересно. Скажу одно: «Это наша тема и нашписатель». Войтеховский Ю.Л., д.г.-м.н., проф., Апатиты ШКОЛА НАУЧНОГО СТИЛЯ (ФЕРСМАН И СОВРЕМЕННАЯ МИНЕРАЛОГИЯ В ФИЛОЛОГИЧЕСКОМ ОСВЕЩЕНИИ) SCHOOL OF SCIENTIFIC STYLE (FERSMAN AND CONTEMPORARY MINERALOGY IN LIGHT OF PHILOLOGY) Dr.Sci. (Philology) Т.B. Ilyinskaya draws The Tietta readers' attention to the clear style o f Acad. A.E. Fersman's scientific writing. He sets forth his ideas "clearly, briefly, soundly and at the same time in a fine and recognizable manner". Acad. A.E. Fersman's writings reflect his thoughts, but not the language expressing them. The phrases are short, following each other logically and naturally. This language is a good pattern to master at the dawn of one's scientific life. го занимающегося наукой создавать собственные тексты ставит вопрос об ориентирах в языке и сти ле научного изложения. И здесь уместно вспом нить Ферсмана - уже не как автора «Заниматель ной минералогии» и других научно-популярных книг, высоко оцененных филологами. Чисто науч ные труды Ферсмана свидетельствуют о нём как о прекрасном мастере научной прозы, владеющем искусством писать ясно, кратко, веско, в то же вре мя изящно и узнаваемо. А узнаваемость - при знак стиля. Поэтому язык научных работ Ферсмана мо жет быть противоядием от сегодняшнего маловра зумительного канцелярита - так К.И. Чуковский назвал болезнь русского языка, изуродованного бюрократической стихией. Сегодня отечествен ная наука переживает сложный момент: вместе с накоплением научных знаний мы утрачиваем язык, способность выразить содержание лаконич но, ясно, точно, просто. Обратившись к современ ным минералогическим трудам, легко убедимся в Акад. А.Е. Ферсман. Acad. A.E. Fersman. Чарльз Дарвин говорил, что особая слож ность положения учёного в том, что он должен быть ещё и писателем. Необходимость для каждо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz