Тиетта. 2016, N 1 (35).

История науки / History of science Г Слева: министр путей сообщения у Надвоицкого водопада. Справа: паровозы на пароходе «Кильдин» в Белом море. Left: Minister of Communications near Nadvoitsky Waterfall. Right: steam-engines on board "Kildin" steamer at White Sea. дах промысловую зону, которая установлена на основании старинного обычая, когда ширина тер­ риториальных вод определялась полётом с берега пушечного ядра. Поэтому ширина территориаль­ ных вод на Мурмане, а следовательно и промыс­ ловой зоны, не превышает 5 вёрст, когда русские интересы настоятельно требуют её расширения до 20 морских миль от берега. Иностранный про­ мысел на севере принял угрожающие размеры, и скоро иностранцы создадут на него обычное пра­ во, в ущерб нашим собственным морским про­ мыслам. Все главнейшие северные рыбные банки: Айновская, Мотовская, Кильдинская, Терибер- ская, Харловская, Канинская, Колгуевская, столь широко и открыто эксплоатируемые теперь ино­ странными траулерами, лежат вне традиционной 5-вёрстной указанной зоны. Если наши морские промыслы не будут ограждены законодательным путём, то никакие мероприятия для их развития ни к чему не приведут» (с. 121-123). «Сооружаемый ныне порт на Мурмане, ни­ когда не замерзающий, открытый круглый год для мореплавания, доступный для самых боль­ ших и глубокосидящих океанских судов, самый Русские рабочие прибыли по железной дороге в нор­ вежский порт Нарвик на пути в Колу. Russian workers came by train to Norwegian port of Narvik on their way to Kola. близкий к Англии и Америке по времени мор­ ского перехода русский порт, лежащий у свобод­ ного океана, не стеснённого ни Бельтами, ни Дар­ данеллами - явится тем давно желанным выходом на мировой рынок нашей торговли, которого она давно уже ищет, запертая в Белом море льдами, а в Балтийском и Чёрном - проливами, ключи от которых не в наших руках. Как бы ни сложилась дальнейшая судьба Дарданелл, нельзя не при­ знать, что торговый путь из Сибири в Зап. Европу пойдёт не через южные моря, а через северные, по кратчайшему своему направлению» (с. 138). «Исследователи экономического значения портов для направления железнодорожного строительства до сих пор отмечали только борь­ бу южных и западных портов за привлечение внешней торговли при посредстве железных до­ рог. С постройкой Мурманской железной дороги появятся в этой борьбе новые могущественные и независимые конкуренты - Мурманский порт и развивающиеся под влиянием новых железных дорог на Севере России существующие северные порты. Факторы этой будущей борьбы ещё мало выяснены экономическими исследованиями и, конечно, ещё не установлены событиями, но для предстоящей борьбы Мурманский порт обладает несомненными преимуществами своего геогра­ фического положения» (с. 139). Перечитал последний абзац и показалось мне, что он взят из вчерашней газеты, «Мурман­ ского вестника» или «Полярной правды», настоль­ ко всё актуально. А это значит, во-первых, что книга замечательная, прозорливая и, во-вторых, что международная экономическая конкуренция на северных рубежах продолжается. Благодарю Е.М. Ходотову, библиотека им. Л.А. Гладиной г. Апатиты, за сохранение и предо­ ставление редкого издания. Войтеховский Ю.Л., д.г.-м.н., проф. Апатиты

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz