Тиетта. 2016, N 1 (35).
История науки / History of science \ 55 M Слева: пос. Чупа, обед рабочих в лесу. Справа: скальная выемка возле Чупы, проезд министра путей сообщения и морского министра. Left: Chupa settlement, workers' lunch in wood. Right: rock cut near Chupa, passage of Minister of Communications and Minister of Navy. лива над ними встал буксир с баржами. При отли ве они медленно сели на платформы. Их отвезли на пристань в Зашеек и спустили в оз. Имандра. Затем на них погрузили паровоз, платформы, ма териалы . - и баржи ушли к месту назначения. Таких изобретений в книге описано немало, что даёт нам основание гордиться профессиональной подготовкой российского инженерного корпуса, по ходу дела решавшей - остроумно, с миниму мом денежных, людских и материальных затрат - проблемы, не имевшие мировых аналогов. Последнее, на чём хочется заострить внима ние читателя в этом более восторженном, чем систематическом обзоре книги - стратегический и патриотический характер проекта, нами до конца не реализованного. «Успешности Мурман ских промыслов в настоящее время препятству ет внешнее неустройство Мурмана. На Мурмане до сих пор ещё не оборудованы и не обставлены гавани, в которых при современных условиях не обеспечена спокойная и безопасная стоянка су дов Поморского и каботажного флота. Оборудо вание таких гаваней на Мурмане, о чём вопрос поднимается столь же усиленно, сколь и тщетно едва ли не десятки лет, настоятельно необходи мо в близком будущем, тем более, что подходя щих для этой цели пунктов есть несколько: Под- пахта, становища Рында, Гаврилово и Вайда-губа, где следует устроить брекваторы-волноломы для защиты гаваней от вкатывания океанской волны; поставить буи для крепости судов; усилить бере говое маячное освещение дополнительными мая ками, сиренами, устроить брюги-пристани. < .> В настоящее время через перешеек, отделяющий от материка Рыбачий п-ов, намечено сооружение узкоколейной железнодорожной ветви протяже нием в 2 версты от Б. Волоковой губы до гавани Озерко. Это сообщение будет иметь огромное значение для рыбных промыслов восточного бе рега Мурмана, так как из Варангерского залива, омывающего Рыбачий п-ов с запада, легче будет организовать доставку наживки на весь берег к востоку от п-ова Рыбачьего. Для обеспечения же полного развития се верных промыслов и защиты их от иностранных траулеров, необходимо расширить в северных во- Слева: австрийские пленные на укладке путей, справа стоит русский плотник. Справа: скальная выемка. Left: Austrian captives constructing road, standing to their right is Russian carpenter. Right: rock cut.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz