Тиетта. 2016, N 1 (35).

История науки / History of science Г Слева: паровоз доставлен на барже по оз. Имандра на ст. Оленья. Справа: рубка просеки зимой. Left: steam-engine barged on Imandra Lake to Olenya station. Right: leading path in winter. те. «Обычно рабочий нанимался на определённый срок, но тяжёлые условия и полицейский произ­ вол порождали стремление уйти с работы раньше срока. <...> 13 октября 1915 г. на Мурманской до­ роге был введён действовавший на транспорте так называемый указ о правах чрезвычайной охраны. Теперь ни рабочие, ни служащие не имели права оставить работу. Даже экономические стачки счи­ тались государственным преступлением и кара­ лись военным судом» (с. 18). Сегодня, оглядываясь на всю последовавшую затем историю, читатель вправе сам судить, был ли это полицейский про­ извол или необходимость угомонить любителей устраивать экономические, а затем и политиче­ ские стачки - причём именно в условиях военного времени . А дорога - вот она, служ и т . Наблюдая под стук колёс (мне всегда слышит­ ся: по-я-го-ды в По-я-кон-ду, по-я-го-ды в По-я-кон- ду), как виды Карелии мало-помалу сменяются пейзажами Кольского п-ова (впрочем, стоит при­ корнуть на часок, как вы сразу заметите разницу - всё-таки поезд мчит на север по меридиану), мы не отдаём себе отчёта в том, сколько удачных тех­ нических решений заложено в рельсы, шпалы, на­ сыпи, м о сты . Вот за окном Кандалакшский залив. Было предложение сместить трассу к западу. Это удлинило бы её на 8 км, добавило бы несколько мо­ стов. Но инженер В.П. Ивашёв обратил внимание на наши реки, часто незаметно несущие воды меж крупных валунов, лишь в период снеготаяния или затяжных дождей показываясь на поверхности ка­ менной реки. Глубина залива в нужном месте до­ ходила до 10 м, длина пролёта - почти 1 км. Сле­ довало учесть морские приливы до 3 м в сизигии и ветровые нагоны. Проект горячо обсуждался в Ми­ нистерстве путей сообщения, но главный инженер Б.А. Крутиков утвердил его. Отдадим ему долж­ ное. Кандалакшская фильтрующая насыпь теперь известна специалистам всего мира и служит уже 100 лет! По Мурманской железной дороге таких насыпей - размером поменьше - десятки. А вот понадобилось доставить из Канда­ лакши на ст. Оленья подвижной состав, рельсы, прочие материалы и оборудование. Инженер В.В. Реентович придумал и осуществил следую­ щий проект. В прибрежной полосе Кандалакш­ ского залива во время отлива были положены рельсы и установлены платформы. Во время при­ Слева: пристань в г. Кандалакше. Справа: мясной скот из Сибири в рабочем посёлке на оз. Имандра. Left: wharf in Kandalaksha. Right: cattle from Siberia in work settlement by Imandra Lake.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz