Тиетта. 2016, N 1 (35).

История науки / History of science \ 53 M Сборка американского паровоза русско-американской артелью в Семёновской бухте. Russian-American artel constructing American steam-engine in Semyonovskaya Bay. ное значение. Поручаю Вам передать мою благо­ дарность всем, потрудившимся над этим сооруже­ нием, и мою уверенность в том, что они, несмотря на техническия трудности и суровыя местныя условия, с тою же неослабною энергиею доведут начатое дело до конца"» (с. 6). И дело было до­ ведено до конца с беспримерной скоростью. Это доказывается датами начала и окончания уклад­ ки рельсового пути трёх параллельно проходи­ мых дистанций: Петрозаводск - Сорока (356 вёрст, март 1915 - 17(30) дек. 1915), Сорока - Кандалакша (371 верста, сент. 1915 - 3(16) нояб. 1916), Кандалак­ ша - Мурман (Кола, 260 вёрст, июнь 1915 - 23 апр. (6 марта) 1916). Итого - более 1000 км пути. Между прочим, две дистанции были завер­ шены досрочно. Лишь самая северная в 120 вёрст задержалась на два месяца из-за неудачного под­ ряда с канадской компанией лорда Френча. С ней пришлось разорвать контракт по требованию рос­ сийских инженеров. Из политических соображе­ ний официальная причина звучала как «несоблю­ дение условий контракта российской стороной». Лорду Френчу, брату главнокомандующего ан­ глийской армией фельдмаршала Френча (в этом всё дело!), выплачена огромная неустойка золо­ том. (Всё же мы удивительная нация!) Тем не ме­ нее, официальная смычка пути состоялась 3 (16) ноября 1916 г. между ст. Боярской и разъездом Амбарным. По традиции, забит серебряный ко­ стыль и поставлен обелиск с надписью: «3.XI.1916. На этом месте пик. 618, вер. 537 от Петрозаводска в присутствии генерал-майора князя Багратиона- Мухранского сомкнута линия Великаго Севернаго пути». «Великий Северный путь» - это, конечно, из телеграммы Его Императорского Величества. Один из мировых рекордов - скорости стро­ ительства железной дороги в условия зимнего Заполярья - отмечен выше. Нетрудно догадать­ ся, что в его подоплёке - отличная организация труда притом, что многие рабочие не выдержива­ ли зимних морозов и летней мошки. Были и во­ все неожиданные ситуации. Так, большую группу рабочих-мусульман пришлось отправить домой, поскольку священный месяц рамадан 1333 г. при­ шёлся на июль европейского календаря. Они от­ казались есть, пока солнце не зайдёт за горизонт. Впрочем, книга 1996 г. рассматривает дисципли­ нарные строгости исключительно в другом аспек­ Слева: работы на косогоре р. Колы. Справа: на оз. Имандра. Left: works on slope near Kola River. Right: at Imandra Lake.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz