Тиетта. 2016, N 1 (35).
История науки / History of science Г Слева: г. Кола. Справа: г. Александровск, пристань. Left: Kola settlement. Right: Aleksandrovsk settlement, wharf. Замечу без каких-либо подоплёк и обличе ний, что первая нравится мне больше. Она менее идеологизирована; всесторонне описывает исто рию строительства, воздавая должное начальни кам, инженерам и рабочим; по ходу трассы рас сказывает об истории заселения мест и образе жизни местных жителей - карелов, поморов, ло парей. Изданная «на правах рукописи», но на ка чественной бумаге и с замечательно исполненны ми фотографиями, она даёт пример книге 1996 г. и многим другим сегодняшним изданиям. Стро ительству Мурманской железной дороги в книге 1996 г. отведено всего 27 с. Одним словом, далее я опираюсь на раритет 1916 г. И первое, что де лает это издание торжественным и подчёркива ет огромное значение этой железной дороги для России в тот исторический момент и поныне, это «Высочайшая Его Императорскаго Величества благодарность Начальнику работ, служащим и рабочим по постройке железнодорожных линий от Петрозаводска до Сорокскаго (ныне Беломор ского - Ю.В.) порта и от Кандалакши до Колы по случаю окончания укладки пути». «В ответ на всеподданнейшее донесение Его Императорскому Величеству Господина Мини стра Путей Сообщения егермейстера Высочай- шаго Двора А.Ф. Трепова о выражении Началь ником работ, служащими и рабочими постройки верноподданнических чувств по поводу смычки сплошного рельсового пути от Петрозаводска до Сорокскаго порта на Белом море, Его Высокопре восходительство удостоился получить от Его Им- ператорскаго Величества нижеследующую теле грамму: "Прочёл с большим удовольствием Вашу телеграмму о смычке рельсоваго пути от Петро заводска до Сорокскаго порта. Поручаю Вам пе редать Начальнику работ, служащим и рабочим мою сердечную благодарность за их самоотвер женные труды на пользу Родины и выраженныя чувства, которым искренне верю"» (с. 5). И далее: «В ответ на всеподданнейшее доне сение Его Императорскому Величеству Господина Министра Путей Сообщения егермейстера Высо- чайшаго Двора Сенатора А.Ф. Трепова о смычке рельсоваго пути между Колой и Кандалакшей, Его Высокопревосходительство удостоился получить от Его Императорскаго Величества нижеследую щую телеграмму: "Рад был узнать о завершении части работ по сооружению Великаго Севернаго пути, имеющаго ныне столь важное государствен Слева: изыскания, в снегах. Справа: Кольский залив, пристань в Семёновской бухте, начало стройки. Left: surveying in snow. Right: Kola Gulf, wharf in Semyonovskaya Bay, beginning of construction.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz