Тиетта. 2016, N 1 (35).

История науки / History of science Л 51 м МУРМАНСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ - 100 ЛЕТ 100 YEARS TO MURMANSK RAILROAD The Tietta Editor-in-Chief Dr.Sci. (Geol.-mineral.), Professor Yu.L. Voytekhovsky reminds of a remarkable jubilee. In 2016 the Murmansk (Oktyabrskaya) railroad celebrates its 100 th anniversary. Constructing it in 1.5 years under severe conditions of the Russian North is a world-scale achievement of the craftsmanship and construction management. Only ten years after the railroad was constructed, it catalized the development o f rich mineralogical resources of the Kola Peninsula. The material was gathered with the rare book "Murmansk railroad" (Petrograd, 1916). Рассказы о начале освоения Хибин обыч­ но начинаются т а к . Лето 1920-го. Из Питера на Мурманск шёл поезд. Остановился из-за по­ ломки (другой вариант - закончились дрова) на ст. Имандра. А на том поезде ехала комиссия КЕПСа - Комиссии по изучению естественных производительных сил России - во главе с прези­ дентом Академии наук СССР А.П. Карпинским, чтобы оценить естественные производительные силы Кольского края. Пока машинисты возились Кто главный герой этой истории? Конечно, А.Е. Ферсман, увидевший, не прошедший мимо, заостривший внимание, добившийся, настоявший, вернувшийся, увлёкший за собой... За ним - плея­ да его замечательных учениц, ставших соратни­ цами, кандидатами и докторами наук, связавших жизнь с Хибинами. Далее - А.П. Карпинский как воплощение Академии наук СССР и государства, в будущем поддержавших комплексное изучение края. Но есть ещё один, пассивный участник исто- Jb—1 ИДО4? -н .. шНі ■IflA'iiTtii д а - .МУРМАНСКАЯ ЖІУМіДІІдН ДЙИ5ГА, К{МТИіП іи іс|н гі, iiix rp ttftlfir в д о кьіп Л ЛГі|№ПІ ММурКЯІПі II, oaiN&Hfcvl* СЁ I'JU lU IJ, къ откры то сккгатогр ляиж эпл ітть П ЕТГа'Ш Ю .ЗС КА JL? LT Jld T ltA IO ЛЕЛОЯШГС* ЛЕТАЛА. С Ф . Харитонов Ю. К. Звягин МУРМАНСКАЯ КИРОВСКАЯ ОКТЯБРЬСКАЯ с паровозом, молодой (в обоих смыслах: род. в 1883, избран в 1919 гг.) акад. А.Е. Ферсман взбе­ жал (остальные устали и вернулись на станцию) на ближайшую г. Маннепахк. Скорее всего, это был Мал. Маннепахк - до Б. Маннепахка и обратно без нынешних туристских троп, да ещё осматривая обнажения, за 3 часа не успеть. Поразившись раз­ нообразию незнакомых минералов, уже осенью 1920-го он вернулся сюда с группой преданных учениц для систематического изучения минера­ логии. Апатитовый акцент возник позднее, но и он в Хибинских горах был «не за горами». рии - Мурманская железная дорога, которой на момент «остановки поезда» было всего 3.5 года, а ныне исполняется 100 лет. Передо мной - две кни­ ги, которые освещают её историю: [Мурманская железная дорога. Краткий очерк постройки же­ лезной дороги на Мурман с описанием ея района. К открытию сквозного движения от Петрозаводска до Северного Ледовитого океана. На правах руко­ писи № 158. Петроград: Изд-е управления по по­ стройке Мурманской жел. дор. Типография т-ва А.Ф. Маркс, 1916. 204 с.] и [Харитонов С.Ф., Звягин Ю.К. Мурманская, Кировская, Октябрьская. Пе­ трозаводск: Изд-во «Карелия», 1996. 157 с.].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz