Тиетта. 2015, N 4 (34).
Творческаягалерея/ Artgallery Л я\і Колонизация останавливалась по краям завален ных эрратическими валунами болот. Человека здесь кормили лишь океан и реки, здесь не было земли для произрастания плодов и, казалось, са мой природой положен предел культуре между шестидесятой и шестьдесят пятой параллелью. Все понятия о Севере сегодня опрокинуты и перевёрнуты. Загадка Севера разгадана. Два фактора - Хибины и Беломорско-Балтийский ка нал превращают суровый и безлюдный край (от Мурманска до Северного Урала, а впоследствии и весь сибирский Север) в новооткрытый материк для освоения индустриальной и земледельческой культуры...». И далее писатель набрасывает приметы бу дущего, описывает, как будут выглядеть посещён ные им места через десятилетие - в 1943 г. ... Чем обусловлено странное свойство челове ческой натуры: ко всем предсказаниям, прогно зам, сделанным давно или недавно, какой станет жизнь в наши дни и в будущем, мы относимся с повышенным, даже каким-то болезненным инте ресом? Ведь и сейчас мы задумываемся, что прои зойдёт через десять, пятьсот лет. А по прогнозам, срок которых истек, можно оценить, насколько прав человек в своем предвидении. Повод для размышлений на близкие мне темы дал такой выдающийся мастер слова, как А. Толстой, попытавшийся заглянуть в будущее «Нового материка», как он называл Русский Се вер. Конечно, война внесла непредвиденные по правки в намеченные сроки развития народного хозяйства. Верно, что прошло не десять, а более сорока лет с тех пор, как писатель побывал на Кольском п-ове. Поэтому мы были бы не правы, водя пальцем по строчкам очерка А. Толстого и сверяя каждое его положение с сегодняшним со стоянием дел. Да и не протокол совпадений и несовпадений нас тут больше всего интересует. Важно другое: оттолкнувшись от взгляда, бро шенного вперёд писателем, ощутить дыхание бе гущего времени. «Электрический поезд мчится вдоль пере сохшего русла реки, заваленной чёрными каме ньями», - писал А. Толстой в 1933 г., заглядывая на десять лет вперёд. Современные электровозы действительно вытеснили на Мурманской желез ной дороге паровую тягу. Но почему, собственно, мы собрались рассматривать Кольскую землю из окна экспресса? Меньше двух с половиной часов нужно сегодня, чтобы, оторвавшись от земли в Домодедово, достичь Мурмашей - воздушного подъезда Мурманска. Или, если у вас свои «Жигу ли», вы можете приехать на берег оз. Имандра без всяких расписаний и проводников. Когда пишут ся эти страницы, последние километры асфальта укладываются на насыпь автомагистрали, соеди няющей незамерзающий порт на Баренцевом море с остальной частью Европейской России. Автолюбители не ждут завершения работы и - с небольшим объездом - пробираются в отпуск с севера на юг и обратно своим ходом. Мурманск за годы пятилеток стал круп нейшим за полярным кругом портом между народного значения. Суда с портом приписки «Мурманск» можно встретить на всех долготах и широтах Мирового океана. Отсюда начинается Великий Северный морской путь... Это не всё. Транспорт совершил революцию в сознании северян. Местные линии Гражданско го воздушного флота, каботажные рейсы морских теплоходов, растущая сеть автомобильных дорог и железнодорожных веток позволяют жителям самых далёких посёлков Кольского п-ова чувство вать свою непрерывную связь со всем экономи ческим организмом области, свою причастность к прогрессу. Стоит ли говорить, что все города и деревни связаны телефонными проводами, а без радиосвязи не обходятся даже пастухи-оленеводы и геологические партии. В положенный срок перед войной неукро тимая р. Нива ушла из своего печально обна жившегося, заваленного валунами русла и весело забурлила на турбинах Нивского каскада элек г. Мурманск. Полярная ночь. Murmansk. Polar night.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz