Тиетта. 2015, N 4 (34).

Творческаягалерея/ Artgallery Л я\і Колонизация останавливалась по краям завален­ ных эрратическими валунами болот. Человека здесь кормили лишь океан и реки, здесь не было земли для произрастания плодов и, казалось, са­ мой природой положен предел культуре между шестидесятой и шестьдесят пятой параллелью. Все понятия о Севере сегодня опрокинуты и перевёрнуты. Загадка Севера разгадана. Два фактора - Хибины и Беломорско-Балтийский ка­ нал превращают суровый и безлюдный край (от Мурманска до Северного Урала, а впоследствии и весь сибирский Север) в новооткрытый материк для освоения индустриальной и земледельческой культуры...». И далее писатель набрасывает приметы бу­ дущего, описывает, как будут выглядеть посещён­ ные им места через десятилетие - в 1943 г. ... Чем обусловлено странное свойство челове­ ческой натуры: ко всем предсказаниям, прогно­ зам, сделанным давно или недавно, какой станет жизнь в наши дни и в будущем, мы относимся с повышенным, даже каким-то болезненным инте­ ресом? Ведь и сейчас мы задумываемся, что прои­ зойдёт через десять, пятьсот лет. А по прогнозам, срок которых истек, можно оценить, насколько прав человек в своем предвидении. Повод для размышлений на близкие мне темы дал такой выдающийся мастер слова, как А. Толстой, попытавшийся заглянуть в будущее «Нового материка», как он называл Русский Се­ вер. Конечно, война внесла непредвиденные по­ правки в намеченные сроки развития народного хозяйства. Верно, что прошло не десять, а более сорока лет с тех пор, как писатель побывал на Кольском п-ове. Поэтому мы были бы не правы, водя пальцем по строчкам очерка А. Толстого и сверяя каждое его положение с сегодняшним со­ стоянием дел. Да и не протокол совпадений и несовпадений нас тут больше всего интересует. Важно другое: оттолкнувшись от взгляда, бро­ шенного вперёд писателем, ощутить дыхание бе­ гущего времени. «Электрический поезд мчится вдоль пере­ сохшего русла реки, заваленной чёрными каме­ ньями», - писал А. Толстой в 1933 г., заглядывая на десять лет вперёд. Современные электровозы действительно вытеснили на Мурманской желез­ ной дороге паровую тягу. Но почему, собственно, мы собрались рассматривать Кольскую землю из окна экспресса? Меньше двух с половиной часов нужно сегодня, чтобы, оторвавшись от земли в Домодедово, достичь Мурмашей - воздушного подъезда Мурманска. Или, если у вас свои «Жигу­ ли», вы можете приехать на берег оз. Имандра без всяких расписаний и проводников. Когда пишут­ ся эти страницы, последние километры асфальта укладываются на насыпь автомагистрали, соеди­ няющей незамерзающий порт на Баренцевом море с остальной частью Европейской России. Автолюбители не ждут завершения работы и - с небольшим объездом - пробираются в отпуск с севера на юг и обратно своим ходом. Мурманск за годы пятилеток стал круп­ нейшим за полярным кругом портом между­ народного значения. Суда с портом приписки «Мурманск» можно встретить на всех долготах и широтах Мирового океана. Отсюда начинается Великий Северный морской путь... Это не всё. Транспорт совершил революцию в сознании северян. Местные линии Гражданско­ го воздушного флота, каботажные рейсы морских теплоходов, растущая сеть автомобильных дорог и железнодорожных веток позволяют жителям самых далёких посёлков Кольского п-ова чувство­ вать свою непрерывную связь со всем экономи­ ческим организмом области, свою причастность к прогрессу. Стоит ли говорить, что все города и деревни связаны телефонными проводами, а без радиосвязи не обходятся даже пастухи-оленеводы и геологические партии. В положенный срок перед войной неукро­ тимая р. Нива ушла из своего печально обна­ жившегося, заваленного валунами русла и весело забурлила на турбинах Нивского каскада элек­ г. Мурманск. Полярная ночь. Murmansk. Polar night.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz