Тиетта. 2015, N 3 (33).

творческая галерея / Art gallery Г Н. Пинегин, побывавший на Кольском п-ове в 1908 г., а затем - в экспедиции Г. Седова к Северно­ му полюсу, на Н. Земле и Земле Франца-Иосифа (1912-1914). В этой экспедиции Пинегин прини­ мал участие как художник, фотограф и оператор. Ему принадлежит первый фильм об Арктике и множество живописных этюдов (холст, масло), которые отличают «глубокое понимание поляр­ ной природы и проникновенная любовь к ней, стремление к максимальной точности в передаче особенностей северного пейзажа» 15. К нашему со­ жалению, большинство северных работ Пинегина посвящены именно природе Арктики - Н. Зем­ ле и Земле Франца-Иосифа. О художественных работах 1908 г. на Кольском п-ове известно мень­ ше. Путешествие на Мурман знаменательно соз­ данием первой литературной работы Пинегина «Айновы острова» и художественными впечатле­ ниями, вдохновившими его на ещё более дальние путешествия. Личность Пинегина интересна мно­ гообразием. Путешествие на Крайний Север обо­ гатило его, раскрыв талант литератора и охотника. Приехав на Крайний Север в качестве художника, не забывая об основной обязанности, он освоил и научную деятельность - под руководством В. Визе стал квалифицированным метеорологом- наблюдателем. Таким образом, в личности Пине- гина, сформированной изучением Севера, мы ви­ дим художника и учёного. К счастью, пример неординарной личности, совмещающей в себе научный и художественный таланты, не единственный. Мы говорим о лично­ сти И. Белькова, без упоминания которого исто­ рия экспедиционного пейзажа была бы непол­ ной. Его имя известно в научной среде далеко за пределами Кольского п-ова. Директор Геологиче­ ского института КНЦ РАН, талантливый учёный, заслуженный деятель науки РСФСР, он находил время и для художественного творчества. В ката­ логе работ 1990 г. описано более 500 его произве­ дений живописи и графики, работы находятся в музеях и частных коллекциях России и зарубежья. Он не получил художественного образования, но был одарён художественным талантом. Его жи­ вописные и графические работы, отличающиеся топографической точностью, передают очарова­ ние Севера, специфику красок, всегда ярких, на­ сыщенных, точно пойманную атмосферу световоз­ душной среды. Особая ценность его произведений состоит в «просветительской» миссии - большин­ ство их представляют различные места Кольского п-ова - от окрестностей Апатитов и Кировска до труднодоступного Поноя, пройденного, изучен­ ного и любимого. Можно сказать, что творчество И. Белькова открывает в истории экспедиционного пейзажа особую страницу, представляя взгляд на природу не просто художника, но учёного, имев­ шего потребность в художественном выражении Севера, его ландшафтов, природных особенно­ стей. В нём руководитель-заказчик экспедиции и художник-летописец представлены в одном лице. Одна из особенностей экспедиционного пейзажа - востребованность и в настоящее вре­ мя, несмотря на появление совершенной фото - и видеотехники. Несмотря на то, что со време­ нем необходимость в экспедиционных худож­ никах отпала (их заменили фотографы и видео­ операторы), для живописца остаётся важным именно живое восприятие природы, восхищение её красотой и величием, та романтическая состав­ ляющая, которая была одной из главных примет экспедиционного пейзажа. Живое подтвержде­ ние этому - рождение в Мурманске в 1978 г. твор­ ческой группы «Арктика», куда вошли 14 худож­ ников Кольского края. Возглавил её мурманский художник А. Хуттунен. Одной из главных целей объединения стало знакомство с Арктикой как неиссякаемым источником художественных впе­ чатлений. Цель была достигнута - «в период с 1978 по 1986 гг. художники совершили несколь­ ко длительных рейсов по Северному морскому пути, прошли по маршруту Мурманск - Дудин­ ка - Красноярск - Тува, побывали на полярных станциях, на п-ове Ямал. По результатам этих поездок организовано более 40 выставок и про­ ведено множество творческих встреч» 16. Главным результатом экспедиций были выполненные ху­ дожниками работы. В число участников группы «Арктика» входила В. Петрова - художница, чьё творчество хорошо знакомо жителям Кировска и Апатитов. Она создала цикл картин под названи­ ем «Арктика», представленный на выставке с тем же названием. Ею же написана книга «Художники - флоту» 17, путевой дневник, благодаря которому можно повторить путешествие вместе с автором. Итак, даже краткое рассмотрение экспеди­ ционного пейзажа говорит о том, что этот фе­ номен полон вопросов, требующих вдумчивого 14Бенуа А.Н. Мои воспоминания. М., 1980. С. 94-96. Цит. по: Художники-участники экспедиций на Крайний Се­ вер». СПб, 2008. С. 48-49. 15Там же. С. 27. 16Постолатий Е.Б. Арктика в творчестве мурманских художников//Научно-практическая конференция «Изобрази­ тельное искусство Мурманской области», с. 47. 17Петрова В.И. Художники - флоту. Кировск, 2007

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz