Тиетта. 2015, N 3 (33).
творческая галерея / Art gallery Г Н. Пинегин, побывавший на Кольском п-ове в 1908 г., а затем - в экспедиции Г. Седова к Северно му полюсу, на Н. Земле и Земле Франца-Иосифа (1912-1914). В этой экспедиции Пинегин прини мал участие как художник, фотограф и оператор. Ему принадлежит первый фильм об Арктике и множество живописных этюдов (холст, масло), которые отличают «глубокое понимание поляр ной природы и проникновенная любовь к ней, стремление к максимальной точности в передаче особенностей северного пейзажа» 15. К нашему со жалению, большинство северных работ Пинегина посвящены именно природе Арктики - Н. Зем ле и Земле Франца-Иосифа. О художественных работах 1908 г. на Кольском п-ове известно мень ше. Путешествие на Мурман знаменательно соз данием первой литературной работы Пинегина «Айновы острова» и художественными впечатле ниями, вдохновившими его на ещё более дальние путешествия. Личность Пинегина интересна мно гообразием. Путешествие на Крайний Север обо гатило его, раскрыв талант литератора и охотника. Приехав на Крайний Север в качестве художника, не забывая об основной обязанности, он освоил и научную деятельность - под руководством В. Визе стал квалифицированным метеорологом- наблюдателем. Таким образом, в личности Пине- гина, сформированной изучением Севера, мы ви дим художника и учёного. К счастью, пример неординарной личности, совмещающей в себе научный и художественный таланты, не единственный. Мы говорим о лично сти И. Белькова, без упоминания которого исто рия экспедиционного пейзажа была бы непол ной. Его имя известно в научной среде далеко за пределами Кольского п-ова. Директор Геологиче ского института КНЦ РАН, талантливый учёный, заслуженный деятель науки РСФСР, он находил время и для художественного творчества. В ката логе работ 1990 г. описано более 500 его произве дений живописи и графики, работы находятся в музеях и частных коллекциях России и зарубежья. Он не получил художественного образования, но был одарён художественным талантом. Его жи вописные и графические работы, отличающиеся топографической точностью, передают очарова ние Севера, специфику красок, всегда ярких, на сыщенных, точно пойманную атмосферу световоз душной среды. Особая ценность его произведений состоит в «просветительской» миссии - большин ство их представляют различные места Кольского п-ова - от окрестностей Апатитов и Кировска до труднодоступного Поноя, пройденного, изучен ного и любимого. Можно сказать, что творчество И. Белькова открывает в истории экспедиционного пейзажа особую страницу, представляя взгляд на природу не просто художника, но учёного, имев шего потребность в художественном выражении Севера, его ландшафтов, природных особенно стей. В нём руководитель-заказчик экспедиции и художник-летописец представлены в одном лице. Одна из особенностей экспедиционного пейзажа - востребованность и в настоящее вре мя, несмотря на появление совершенной фото - и видеотехники. Несмотря на то, что со време нем необходимость в экспедиционных худож никах отпала (их заменили фотографы и видео операторы), для живописца остаётся важным именно живое восприятие природы, восхищение её красотой и величием, та романтическая состав ляющая, которая была одной из главных примет экспедиционного пейзажа. Живое подтвержде ние этому - рождение в Мурманске в 1978 г. твор ческой группы «Арктика», куда вошли 14 худож ников Кольского края. Возглавил её мурманский художник А. Хуттунен. Одной из главных целей объединения стало знакомство с Арктикой как неиссякаемым источником художественных впе чатлений. Цель была достигнута - «в период с 1978 по 1986 гг. художники совершили несколь ко длительных рейсов по Северному морскому пути, прошли по маршруту Мурманск - Дудин ка - Красноярск - Тува, побывали на полярных станциях, на п-ове Ямал. По результатам этих поездок организовано более 40 выставок и про ведено множество творческих встреч» 16. Главным результатом экспедиций были выполненные ху дожниками работы. В число участников группы «Арктика» входила В. Петрова - художница, чьё творчество хорошо знакомо жителям Кировска и Апатитов. Она создала цикл картин под названи ем «Арктика», представленный на выставке с тем же названием. Ею же написана книга «Художники - флоту» 17, путевой дневник, благодаря которому можно повторить путешествие вместе с автором. Итак, даже краткое рассмотрение экспеди ционного пейзажа говорит о том, что этот фе номен полон вопросов, требующих вдумчивого 14Бенуа А.Н. Мои воспоминания. М., 1980. С. 94-96. Цит. по: Художники-участники экспедиций на Крайний Се вер». СПб, 2008. С. 48-49. 15Там же. С. 27. 16Постолатий Е.Б. Арктика в творчестве мурманских художников//Научно-практическая конференция «Изобрази тельное искусство Мурманской области», с. 47. 17Петрова В.И. Художники - флоту. Кировск, 2007
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz