Тиетта. 2015, N 3 (33).
творческая галерея / Art gallery л *м содержанием» 11. Здесь важно иметь в виду, что Борисов был учеником А. Куинджи, сыгравшего особую роль в формировании новой пейзажной живописи, художника, ставшего родоначальни ком «особого романтизирующего вымышленного пейзажа, сказавшегося в том направлении пей зажной живописи ХХ в., которое представлено именами Рылова и Богаевского» 12, можно доба вить - и А. Борисова, для которого стремление к романтике выразилось не в создании вымышлен ного пейзажа, а в поиске новой натуры. Плодот ворность поисков привела к тому, что Борисову «не нужно ничего придумывать. Сама природа Севера предоставляет для создания ощущения драматизма неограниченные возможности» 13. Художественному романтизму Борисова зача- Ярким примером первого направления была экспедиция П.В. Виттенбурга (1920) в Кольский за лив, которую в качестве художника сопровождал А. Бенуа, талантливый петербургский акварелист, оставивший в память о поездке множество аква рельных и карандашных зарисовок. Нет нужды говорить о том, что они стали украшением экс педиции и внесли лепту в художественное освое ние Кольского Севера. Особое место они заняли и в творчестве самого художника. Об этом пишет А. Бенуа, знаменитый «мирискуссник» и млад ший брат художника: «Альбер до конца жизни (он отправился в экспедицию в 68 лет - авт.) оста вался в полном смысле слова мастером. Но уже к концу первого периода его творчества стал на мечаться в его работе некоторый поворот от све- Слева: Бельков И. Северный пейзаж. 1978. Картон, масло. Справа: Петрова В. 1980. Куда несёт нас рок событий? Холст, масло. Left: Bel'kov I. Northern lanscape. 1978. Cardboard, oil. Right: Petrova V. 1980. Where does fate bring us to? Canvas, oil. стую присущ героико-драматический оттенок, что объясняется природой Крайнего Севера и реалиями, с которыми ему пришлось столкнуть ся. Художественным апофеозом его арктических впечатлений стала огромная картина «Страна смерти» (1903), приобретённая Николаем II и по даренная им Русскому музею, а ныне находяща яся в собрании Музея Арктики и Антарктики в С.-Петербурге. Художественное освоение Крайне го Севера продолжилось в ХХ в. Примечательно, что оно продолжило развиваться по обеим ли ниям, намеченным ранее - в русле чисто экспе диционного пейзажа, бывшего частью научной экспедиции и продолжающего традиции Редера, и художественного пейзажа, ради которого, по большей части, экспедиция и организовывалась. жести и непосредственности к излишней закон ченности, а то и к вымученности , когда Альбера стали оценивать широкие массы русской публи ки, и он стал вкушать отраву исключительного успеха, когда, идя навстречу этой всё растущей славе, он стал себя «усовершенствовать», стал ис кать большую «законченность», то и случилось, что лучшие природные качества его начали посте пенно стушёвываться. Бившая в нём живая струя стала иссякать. Странное дело, ещё раз блеснул подлинный альберовский дар в тех акварелях, ко торые он создал, участвуя в учёной экспедиции в Мурманске» 14. Второе, художественное направление экспе диционного пейзажа, заложенное К. Коровиным, В. Серовым, а затем А. Борисовым, продолжил 11Фёдоров-Давыдов А.А. Ук. соч. С. 14. 12Фёдоров-Давыдов А.А. Ук. соч. С. 10. 13Борисов Н.П. Ук. соч. С. 10.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz