Тиетта. 2015, N 3 (33).

Творческая галерея / Art gallery Г которого и создавал Коровин, имело большой успех. Очевидно, эта поездка открыла новые пути развития русского пейзажа, и была важным эта­ пом в творческой биографии художника. В отно­ шении В. Серова исследователь русского пейзажа А.А. Фёдоров-Давыдов отмечает «существенное, хотя и внешнее» влияние на него К. Коровина, сказавшееся в «серебристости гаммы и очень ши­ роком мазке» 4. Он же говорит о том, что северные этюды Серова интересны тем, что в них художник «впервые начинает вводить в пейзаж фигуры лю­ дей и животных» 5, что станет характерным для его более поздних работ. Что касается значения северной поездки для творчества К. Коровина, его точно характеризует Н.В. Вехов: «В характере природы Севера, в ла­ конизме её ритмов, особенно в скупом колорите художник увидел живое воплощение тех обра­ зов, к созданию которых тяготело его искусство в 1880-е - начале 1890-х годов, которые в уме смутно виделись и тогда, когда он создавал свои суровые произведения на солнечном Кавказе, когда увлёк­ ся скромным дождливым пейзажем в блестящей Флоренции, когда писал в нарочито дымчато­ серой гамме изящных парижских натурщиц. Коровин охвачен суровой красотой и величием северной природы. Он открывает в ней бесконеч­ ное разнообразие мотивов, улавливает движение, скрытое за неподвижностью и безмолвием. Везде дыхание, везде - жизнь. И опять сказывается его особый дар проникать в своеобразие природы, глубоко постигать её характер» 6. Первым художником-открывателем не про­ сто «северного», а «арктического» пейзажа стал А. Борисов. Вся его творческая биография посвя­ щена художественному покорению и запечатле- нию Севера, привлекавшего его с ранней юности. «Крайний Север с его мрачной, но мощной и та­ инственной природой, с его вечными льдами и долгой полярной ночью всегда привлекал меня к себе. Северянин по душе и по рождению, я всю жизнь... только и мечтал о том, чтоб отправиться туда, вверх, за пределы Архангельской губернии» 7. Юношеская мечта осуществилась, превратив его в первого в русской истории художника, открывше­ го арктический пейзаж, побывавшего в местах не­ изведанных, в полной мере вкусившего суровость северного края. А. Борисов - вольнослушатель Академии художеств, ученик И. Шишкина и А. Куинджи - впервые побывал на Севере с Коровиным и Серовым в 1894 г. Но начало пути художника- исследователя датируется 1896 г., когда состоя­ лось его большое путешествие на Н. Землю и Мурманское побережье. Работы Борисова, посвя­ щённые Северу, заслуживают отдельного иссле­ дования, которое до сих пор не написано. Основ­ ную информацию о Борисове-путешественнике можно почерпнуть из монографии его племянни­ ка Н.П. Борисова 8. Монографию предваряет ста­ тья, дающая общее представление о художнике и осмысляющая значение его творчества. В част­ ности, в ней говорится о том, что художник был первым, кто «увидел в природе Крайнего Севера нечто в высшей степени достойное осмысления и отображения. То, что ранее казалось безликим, туманным, обрело ясные очертания. Более того, в Арктике обнаружились для... живописи такие стороны, которых лишена природа более юж­ ных широт. Это касается и пейзажных мотивов, и освещения, и красочной палитры» 9. Сложно переоценить слова самого Борисова, в которых выражено профессиональное осмысление аркти­ ческого пленэра: «В этой природе главная красо­ та рефлексов - в тех необыкновенно нежных пере­ ливах тонов, которые только и можно сравнить с драгоценными к ам н ям и . Мне кажется, что если нашу обычную природу средней России можно изобразить тонами и полутонами, то даже для приблизительного изображения Крайнего Севе­ ра необходимо ясно отдавать себе отчёт даже в одной десятой тона» 10. Показательно в этом высказывании противо­ поставление природы Арктики, требующей от художника нового осмысления и изображения, и природы средней полосы России, бывшей до того предметом традиционной пейзажной живо­ писи. Она определяется Борисовым «обычной», т.е. привычной глазу и руке художника, разрабо­ танной и хорошо изученной сферой русского ис­ кусства. Стремление найти в пейзажной теме не­ что новое, ранее неизвестное - общая тенденция русской пейзажной живописи рубежа веков. Ко­ нец 1890-х - время, когда зарождался новый тип жанра, в котором «событие начинает заменяться сценой, . а действие - состоянием и внутренним 4Фёдоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж конца XIX - начала ХХ в. М., 1974. С. 47. 5Там же. 6Вехов Н.В. Север в творчестве Константина Коровина. http:// kola. gallery/ sever-v-tvorchestve-konstantina-korovina/ 7Борисов Н.П. Художник вечных льдов. Жизнь и творчество А.А. Борисова. С. 6. 8Там же. 9Там же. 10Борисов А.А. У самоедов. С. 100-101. Цит. по: Борисов Н.П. Ук. соч. С. 7-8.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz