Тиетта. 2015, N 3 (33).

творческая галерея / Art gallery л *м Графическая техника Редера, требующая от автора твёрдости и точности руки и глаза, а затем акварельная раскраска, ещё близка технике гео­ графических карт - «зримого» результата экспе­ диций. Впоследствии техника экспедиционного пейзажа меняется - это карандашные и акварель­ ные зарисовки (А. Бенуа, В. Чарнолусский) или этюды маслом (А. Борисов, Н. Пинегин). Все ра­ боты Редера отличает панорамность, объясняемая стремлением художника передать увиденную им картину как можно более широко и являющаяся их безусловным достоинством. Наконец, в экспе­ диционных работах Редера поднимается вопрос о соотношении природы и человека. Эта проблема - одна из центральных в исследовании пейзажно­ го жанра и заслуживает отдельного внимания. Суть взаимоотношений человека и природы Севера характеризуется термином «покорение». кал бы от восторга, смотря на эти светлые чудные тона, на этих берендеев. Какая страшная ошиб­ ка искать французских тонов, когда здесь такая прелесть» 3. Упомянутый в письме «поиск фран­ цузских тонов» был частью общих для русского пейзажа поисков новых путей развития. С этим периодом совпала поездка-командировка Серова и Коровина. Всего Коровиным было написано около 30 картин, этюдов и набросков, представляющих несколько отдельных серий, которые можно объ­ единить в единый северный цикл работ художни­ ка. Из них наиболее известна картина «Северное сияние. Гаммерфест», написанная в Норвегии. Она стала «визитной карточкой» северного путе­ шествия, хрестоматийным примером, приводи­ мым в разных исследованиях. Менее известны его этюды и работы, выполненные ранее на Кольском Борисов А. Слева: Страна смерти. 1903. Холст, масло. Справа: Весенняя ночь на Мурмане. 1896. Холст, масло. Borisov А. Left: Country od Death. 1903. Canvas, oil. Right: Spring night at Murman. 1896. Canvas, oil. Втечение многих веков человек покорял Заполярье, шаг за шагом отвоевывая у суровой природы воз­ можность жить здесь, пользуясь её богатствами. Для художника покорение Севера - прежде всего, освоение его визуальных богатств, «художествен­ ных ресурсов» - особенностей пленэра, необыч­ ных ландшафтов, эффектов освещения, диктуе­ мых особенностями полярной ночи и полярного дня. Частично эти «богатства» северного пленэра были открыты русскими живописцами В. Серо­ вым и К. Коровиным в 1894 г. во время поездки на Север. Она была организована по инициати­ ве русского промышленника, купца и мецената С. Морозова, хорошо знавшего ведущих худож­ ников своего времени, их стиль и художественные возможности. Незадолго до того он сопровождал в поездке на север министра Витте, и был очаро­ ван Севером. Об этом говорят строки из письма Морозова к жене, где говорится: «Коровин ... пла- п-ове - сначала на мурманском побережье: «Ста­ новище Териберка на Мурмане», «Устье р. Тери- берки», «Треска и палтус», «Остров Кильдин», «Екатерининская гавань», «Церковь и кладбище в Еретиках», «Мурманский лов рыбы ярусами в море», «Берега Мурмана (Поморские кресты)», затем - так называемый «лапландский цикл», на­ писанный в Печенге: «Сентябрь в Печенге», «На Дальнем Севере», «Зима в Лапландии», «Ручей св. Трифона», «Водопад св. Трифона», «Норвежский домик на Печенге» (все - 1894). Творческая командировка, организованная и профинансированная Морозовым, по сути была экспедицией. Но её результатом должны были стать не научные, а художественные впечатле­ ния. Замысел Морозова удался - огромное панно в павильоне «Крайний Север» на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Н. Новгороде, подготовительные работы для 3Коган Д.З. Константин Коровин. М.: Искусство, 1964. С. 86.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz