Тиетта. 2015, N 3 (33).
творческая галерея / Art gallery л *м Графическая техника Редера, требующая от автора твёрдости и точности руки и глаза, а затем акварельная раскраска, ещё близка технике гео графических карт - «зримого» результата экспе диций. Впоследствии техника экспедиционного пейзажа меняется - это карандашные и акварель ные зарисовки (А. Бенуа, В. Чарнолусский) или этюды маслом (А. Борисов, Н. Пинегин). Все ра боты Редера отличает панорамность, объясняемая стремлением художника передать увиденную им картину как можно более широко и являющаяся их безусловным достоинством. Наконец, в экспе диционных работах Редера поднимается вопрос о соотношении природы и человека. Эта проблема - одна из центральных в исследовании пейзажно го жанра и заслуживает отдельного внимания. Суть взаимоотношений человека и природы Севера характеризуется термином «покорение». кал бы от восторга, смотря на эти светлые чудные тона, на этих берендеев. Какая страшная ошиб ка искать французских тонов, когда здесь такая прелесть» 3. Упомянутый в письме «поиск фран цузских тонов» был частью общих для русского пейзажа поисков новых путей развития. С этим периодом совпала поездка-командировка Серова и Коровина. Всего Коровиным было написано около 30 картин, этюдов и набросков, представляющих несколько отдельных серий, которые можно объ единить в единый северный цикл работ художни ка. Из них наиболее известна картина «Северное сияние. Гаммерфест», написанная в Норвегии. Она стала «визитной карточкой» северного путе шествия, хрестоматийным примером, приводи мым в разных исследованиях. Менее известны его этюды и работы, выполненные ранее на Кольском Борисов А. Слева: Страна смерти. 1903. Холст, масло. Справа: Весенняя ночь на Мурмане. 1896. Холст, масло. Borisov А. Left: Country od Death. 1903. Canvas, oil. Right: Spring night at Murman. 1896. Canvas, oil. Втечение многих веков человек покорял Заполярье, шаг за шагом отвоевывая у суровой природы воз можность жить здесь, пользуясь её богатствами. Для художника покорение Севера - прежде всего, освоение его визуальных богатств, «художествен ных ресурсов» - особенностей пленэра, необыч ных ландшафтов, эффектов освещения, диктуе мых особенностями полярной ночи и полярного дня. Частично эти «богатства» северного пленэра были открыты русскими живописцами В. Серо вым и К. Коровиным в 1894 г. во время поездки на Север. Она была организована по инициати ве русского промышленника, купца и мецената С. Морозова, хорошо знавшего ведущих худож ников своего времени, их стиль и художественные возможности. Незадолго до того он сопровождал в поездке на север министра Витте, и был очаро ван Севером. Об этом говорят строки из письма Морозова к жене, где говорится: «Коровин ... пла- п-ове - сначала на мурманском побережье: «Ста новище Териберка на Мурмане», «Устье р. Тери- берки», «Треска и палтус», «Остров Кильдин», «Екатерининская гавань», «Церковь и кладбище в Еретиках», «Мурманский лов рыбы ярусами в море», «Берега Мурмана (Поморские кресты)», затем - так называемый «лапландский цикл», на писанный в Печенге: «Сентябрь в Печенге», «На Дальнем Севере», «Зима в Лапландии», «Ручей св. Трифона», «Водопад св. Трифона», «Норвежский домик на Печенге» (все - 1894). Творческая командировка, организованная и профинансированная Морозовым, по сути была экспедицией. Но её результатом должны были стать не научные, а художественные впечатле ния. Замысел Морозова удался - огромное панно в павильоне «Крайний Север» на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Н. Новгороде, подготовительные работы для 3Коган Д.З. Константин Коровин. М.: Искусство, 1964. С. 86.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz