Тиетта. 2015, N 3 (33).
творческая галерея / Art gallery столько как художник (наличие художественного образования у Редера - факт неподтверждённый), сколько как коллега, имеющий геологическое об разование и готовый терпеть «всяческие лише ния», т.е. в требуемой степени принести себя в жертву науке. Поскольку экспедиция, в которой участвовал Редер, предпринималась впервые и была посвящена изучению Крайнего Севера - ме ста дикого, сурового и неизведанного, необходи мость такой характеристики была обоснована. Цель присутствия Редера в научной экспеди ции была ясно определена - доскональная пере дача вида посещённых мест, ландшафтов. Чинов ник Монетного двора справился с поставленной перед ним задачей. Художественным результатом экспедиции стала серия из 7 литографий, впо следствии дополненных авторской акварелью. Большая удача, что большая часть этой серии (5 рисунков, из них 4 в авторской раскраске) на ходится в собрании Музея-Архива истории изуче ния и освоения Европейского Севера КНЦ РАН в г. Апатиты. В истории экспедиционного пейзажа при мер использования именно такой техники - ли тографии - единственный. Во время экспедиции Редер выполнял зарисовки в более простой тех нике - карандашных эскизов, которые переведе ны на камень по возвращении в Петербург, в ли тографии Тюлева. Это сделано, вероятно, более из коммерческих, нежели художественных сообра жений. Серия должна была составить предназна чавшийся для продажи альбом под заголовком «К. Е. v. Baers Reise auf Nowaja Semlia» 2, т.е. иметь возможность тиражирования. Среди 7 работ Редера в свете настоящего ис следования особенно интересна «Деревня Пялица Г в русской Лапландии» (1837), вероятно, первое из сохранившихся изображений Кольского Севера. Деревня Пялица, находящаяся в ЮВ части Коль ского п-ова (ныне - наиболее труднодоступная его часть), до сего дня не сохранилась. Но работа Ре- дера, видимо, точно передает её облик. Литогра фия не имеет авторской акварельной раскраски, что не умаляет её художественных достоинств, подчеркивая мастерство Редера-графика. Сама деревня представляет собой узкую полоску земли между морским берегом и низким северным не бом, затянутым тучами. Именно вода и небо за нимают основное пространство листа. Отсутствие цвета компенсируется тональным построением и тонкой проработкой деталей - старательно выпи санными брёвнами поморских изб, их отражени ем в воде, редкими травинками на песчаной бере говой отмели среди камней. Остальные работы Редера 1837 и 1840 г. пред ставляют виды Н. Земли: «Пролив Маточкин шар», «Гора Матюшев Камень», «Шхуна Кротов на фоне г. Носилова». Несмотря на то, что с геогра фической точки зрения они не имеют отношения к Кольскому Северу, безусловно, заслуживают внимания в разговоре о первом северном экспе диционном пейзаже, формирующем его принци пы и тенденции. Среди безусловных достоинств этих работ - отмечаемая специалистами редкая топографическая точность, подтверждаемая более поздними работами других авторов, побывавших на Н. Земле, а также - фото и видеоматериалами. Точность - одно из непременных условий экспеди ционного пейзажа, которому Редер остаётся верен более других художников, впоследствии побывав ших на Севере и искавших здесь новых форм пла стического и колористического языка, т.е. решав ших чисто художественные задачи. Слева: Бенуа А. Летняя ночь на Мурмане. 1920. Бумага, акварель. Справа: Борисов А. На Мурмане. 1896. Холст, масло. Left: Benois А. Summer night at Murman. 1920. Paper, water colors. Right: Borisov А. At Murman. 1896. Canvas, oil. 2 Там же.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz