Тиетта. 2015, N 3 (33).

творческая галерея / Art gallery столько как художник (наличие художественного образования у Редера - факт неподтверждённый), сколько как коллега, имеющий геологическое об­ разование и готовый терпеть «всяческие лише­ ния», т.е. в требуемой степени принести себя в жертву науке. Поскольку экспедиция, в которой участвовал Редер, предпринималась впервые и была посвящена изучению Крайнего Севера - ме­ ста дикого, сурового и неизведанного, необходи­ мость такой характеристики была обоснована. Цель присутствия Редера в научной экспеди­ ции была ясно определена - доскональная пере­ дача вида посещённых мест, ландшафтов. Чинов­ ник Монетного двора справился с поставленной перед ним задачей. Художественным результатом экспедиции стала серия из 7 литографий, впо­ следствии дополненных авторской акварелью. Большая удача, что большая часть этой серии (5 рисунков, из них 4 в авторской раскраске) на­ ходится в собрании Музея-Архива истории изуче­ ния и освоения Европейского Севера КНЦ РАН в г. Апатиты. В истории экспедиционного пейзажа при­ мер использования именно такой техники - ли­ тографии - единственный. Во время экспедиции Редер выполнял зарисовки в более простой тех­ нике - карандашных эскизов, которые переведе­ ны на камень по возвращении в Петербург, в ли ­ тографии Тюлева. Это сделано, вероятно, более из коммерческих, нежели художественных сообра­ жений. Серия должна была составить предназна­ чавшийся для продажи альбом под заголовком «К. Е. v. Baers Reise auf Nowaja Semlia» 2, т.е. иметь возможность тиражирования. Среди 7 работ Редера в свете настоящего ис­ следования особенно интересна «Деревня Пялица Г в русской Лапландии» (1837), вероятно, первое из сохранившихся изображений Кольского Севера. Деревня Пялица, находящаяся в ЮВ части Коль­ ского п-ова (ныне - наиболее труднодоступная его часть), до сего дня не сохранилась. Но работа Ре- дера, видимо, точно передает её облик. Литогра­ фия не имеет авторской акварельной раскраски, что не умаляет её художественных достоинств, подчеркивая мастерство Редера-графика. Сама деревня представляет собой узкую полоску земли между морским берегом и низким северным не­ бом, затянутым тучами. Именно вода и небо за­ нимают основное пространство листа. Отсутствие цвета компенсируется тональным построением и тонкой проработкой деталей - старательно выпи­ санными брёвнами поморских изб, их отражени­ ем в воде, редкими травинками на песчаной бере­ говой отмели среди камней. Остальные работы Редера 1837 и 1840 г. пред­ ставляют виды Н. Земли: «Пролив Маточкин шар», «Гора Матюшев Камень», «Шхуна Кротов на фоне г. Носилова». Несмотря на то, что с геогра­ фической точки зрения они не имеют отношения к Кольскому Северу, безусловно, заслуживают внимания в разговоре о первом северном экспе­ диционном пейзаже, формирующем его принци­ пы и тенденции. Среди безусловных достоинств этих работ - отмечаемая специалистами редкая топографическая точность, подтверждаемая более поздними работами других авторов, побывавших на Н. Земле, а также - фото и видеоматериалами. Точность - одно из непременных условий экспеди­ ционного пейзажа, которому Редер остаётся верен более других художников, впоследствии побывав­ ших на Севере и искавших здесь новых форм пла­ стического и колористического языка, т.е. решав­ ших чисто художественные задачи. Слева: Бенуа А. Летняя ночь на Мурмане. 1920. Бумага, акварель. Справа: Борисов А. На Мурмане. 1896. Холст, масло. Left: Benois А. Summer night at Murman. 1920. Paper, water colors. Right: Borisov А. At Murman. 1896. Canvas, oil. 2 Там же.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz