Тиетта. 2015, N 3 (33).

Путешествия / Travels запад. Я много раз ходил в Ловозёрские тундры и на Сейдозеро, но впервые увидел горы с воды. На пересечение озера ушло около 10 мин. Когда мы подплывали к западному берегу, напротив Куйвы егерь заглушил двигатель и сказал: «Хоть монетку, хоть конфетку, но надо Куйве в дар при­ н е с ти » . По саамской легенде, Куйва - колдун, охраняющий северную природу от вторжения посторонних. На Сейдозере его огромная фигу­ ра выполнена полосами тёмных мхов на светлой отвесной 100-метровой с к а л е . У нас монетки не оказалось, положили на воду печенье. Егерь же достал из кармана маленькую конфетку и сказал, что каждый раз, проплывая мимо легендарно­ го великана, что-то ему оставляет. Ещё в дороге он пожаловался на обилие туристов и рассказал, что вчера точно так же вывозил к Куйве семью с грудным ребёнком. Он не мог понять, зачем люди идут в такой опасный и длинный путь с младен­ ц е м . Что ж, каждому с в о ё . Стоянка, где мы высадились, была настолько грязной, что мы от­ правились искать что-нибудь поуютнее. Было вос­ кресенье, стояла прекрасная погода, на всём за­ падном берегу снова было людно и шумно. Найдя подходящий уголок, мы провели там второй день отдыха. С востока снова плескалось Сейдозеро, а с запада открывалось большое болото с недо­ зрелой морошкой. Снова с соседних стоянок до­ носились крики, выстрелы, песни. Как оказалось, группа молодых ребят снимала какой-то фильм. Целый день, до глубокой ночи, они бегали вдоль берега через нашу стоянку то с громкой музыкой, то с выстрелами. Когда на озеро снова пришла ночь, люди успокоились. А я долго не спал, сидел на берегу, слушал слабый плеск воды и созерцал глубокое звёздное небо над гладью озера. Никог­ да раньше не доводилось видеть столько звёзд над Сейдозером. Снова удалось поймать особое со­ стояние умиротворения и единения с природой. День 5. Погода пасмурная. Во время приго­ товлений к завтраку обнаружилось, что мыши по­ грызли последнюю шоколадку, а белка утащила чернослив: стал ясен источник ночных шорохов. Собрались быстро, одели полегчавшие рюкзаки и двинулись в обратный путь. Пошёл неприятный дождь. Очень скоро нам встретилось Жертвенное озеро - небольшой водоём в 1 км от Сейдозера - место, где туристы загадывают желания. Чтобы желание исполнилось, нужно кинуть монетку в озеро. Всё дно блестит металлическими кругляш­ ками. Много желаний, видимо, исполнило озеро. И мы не нарушили обычая: я попросил озеро вы­ пустить нас из горной страны без дождя - и он сразу прекратился. По пути к перевалу встреча­ лись кусты красной смородины, огромные поля Л- \1 черники, и мы насытились ягодами до полного удовлетворения. На подступах к перевалу переку­ сили остатками еды и сделали последний рывок перед возвращением в цивилизацию. Огромные свинцовые тучи ползли на нас со стороны Ревды, к счастью, без дождя. Над перевалом Эльморайок они разреживались, местами пробивались лучи солнца. Но на спуске с перевала мы увидели на се­ вере сплошную дождевую пелену и молнии. Как только долина Сейдозера позади нас скрылась из виду, дождь начался и здесь. Мы покинули зону действия добрых духов, подаривших нам сухой выход из долины. Чем ниже мы спускались к руд­ нику, тем сильнее становился ливень. Огромные тучи тяжело наваливались на высокие скалы по краям перевала и, медленно опускаясь, закрыва­ ли Эльморайок плотным туманом. До машины на рудничной парковке мы добрались изрядно про­ мокшими, несмотря на влагозащитные костюмы и чехлы на рюкзаках. Я очень рад, что и в этом году мне удалось посетить Сейдозеро, красивое и загадочное. Жаль, что с каждым годом всё больше нерадивых туристов портят лес и захламляют берега. Хочется Нимфа Сейдозера. Seidozero nymph.