Тиетта. 2015, N 3 (33).
История науки / History of science \ 47 M судить вопросы, касающиеся задач минералогии, методов преподавания и т.д. Новое вводить нам нужно через молодёжь. Я на горьком опыте убе дился в том, что только в результате длительного обучения новым приёмам работы по минералогии можно привить вкус и интерес к новому направ лению в работе. Это новое направление страшно трудное, результаты малые, время уходит мно го. Понятно, что большая часть исследователей уклоняется от этого и выбирает более лёгкий путь философствования. Из тех геологов, которых я не учил, я не могу подобрать кандидатов для работы на кафедре; бесполезно брать для обучения челове ка, у которого сознание отравлено ферсманизмом. Время для сбора совещания самое подхо дящее - зимние каникулы 1951-52 учебного года. Для сбора нужно два главных доклада: I - о зада чах минералогии, II - о методах преподавания ми нералогии. В одном докладе наверное трудно это всё соединить. Место сбора: Ленинградский Гор ный институт, кафедра минералогии. Пусть это будет не съезд, а расширенное заседание кафедры с докладами на конкретные темы, присутствовать будут люди с одним и тем же направлением в ра боте. Для организации этого совещания нужен Ваш доклад и официальные письма в дирекции горных институтов и некоторых университетов с приглашением работников минералогических ка федр принять участие в совещании. Это совеща ние сыграет большую роль в совершенствовании преподавания минералогии в провинциальных ВУЗах. Здесь же можно заслушать сообщения, как поставлено преподавание в других ВУЗах. В общем это будет обмен опытом и выявление об щей линии поведения. Если Вы согласны на такое совещание, то сейчас же надо рассылать пригла шения. < . > Уважающий Вас (подпись)». «Свердловск, 3/1-54 г. Дорогой Дмитрий Пав лович! <...> Благодарю Вас за оттиск статьи по проблеме экспериментальных работ по минера логии. Я только теперь стал отчётливо понимать всю широту новой постановки вопроса по выясне нию «биографии» индивидов минерального цар ства и смогу в полной мере оценить Ваши работы как наиболее важные для данного периода разви тия науки минералогии. Вопросы поставлены от чётливо и ясно, дана, в этой и других Ваших ста тьях, полная программа для работы. Мы здесь всё это делаем как-то ощупью, «эмпирически». Те перь сформулирована ясно вся проблема, и надо в этом направлении вести усиленную работу. < . > Уважающий Вас (подпись)». «Свердловск, 5 декабря 1954 г. Дорогой Дми трий Павлович! Долго Вам не отвечал по следую щим причинам. 27 том БСЭ получил через 15-30 дней после Вашего письма и был страшно пора жён статьями: минерал и минералогия. Особенно неудачно написана последняя статья, где вместо задач науки минералогии даются какие-то «об рывки» в виде нескольких неудачных направле ний, разорванных между собою. Единой задачи науки минералогии как «истории минералов зем ной коры» почему-то не даётся. Ваше предложе ние написать разбор этой статьи меня очень оза дачило. Выступать по таким вопросам я не люблю и не умею. Но пропаганда такой ереси волнует меня до глубины души и, казалось бы, надо вы ступить. Долго я думал, Дмитрий Павлович, над этим вопросом и пришёл к выводу - не писать. И Вам советую не выступать по этому вопросу. Критическая статья вызовет только раздражение в противном лагере, а для широкой публики это будет случай только посмеяться. Как это было на Минералогическом совещании в Москве в спо ре между Д.С. Коржинским и В.А. Николаевым. Надо на такие статейки отвечать конкретными ра ботами, это полезнее и для себя интереснее. <...> Уважающий Вас (подпись)». И всё же, почему из богатого архива Д.П. Григорьева мы выбрали письма Г.Н. Вертушкова? Да потому, что нам было интересно увидеть и показать, что онтогенические идеи с самого начала легче воспринимались минералогами, тяготевшими к практике, а не академической теории. Это может по казаться парадоксом, ведь речь идёт о методологии. Но дело в том, что её суть - прочитывать жизнь ми нерала заново в каждом индивиде, а не рассуждать о ней огульно «мелом по д о ск е» . Войтеховский Ю.Л., д.г.-м.н., проф. Апатиты
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz