Тиетта. 2015, N 2 (32).

Путешествия / Travels л-м нефрита не более 30 см, самый крупный достигал длины 61 см. Сохранились описания добычи хотанского «юй». На берегу реки располагался мандарин, руководивший работами. У кромки воды нахо­ дились офицер и солдат, ведущие наблюдение за рабочими. Те босиком входили в воду и продвига­ лись плотной шеренгой вдоль русла. Ощутив под ногой нефрит, рабочий поднимал его и выносил на берег. Солдат ударял в медный таз, офицер красной тушью ставил кисточкой на бумаге точ­ ку. В конце дня проверялось соответствие коли­ чества камней и точек [Риттер, 1869]. Примерно в 120 км южнее Яркента разработка нефрита велась по-другому. Здесь залежи благородного камня выявлены высоко в горах. Местные жители подни­ мались туда на яках и сбрасывали к подножию от­ колотые глыбы. Предварительно раскладывались костры, что способствовало ускорению работ. Со времен династии Хань (II в. до н.э.) нефрит завозился из Хотана в Ц. Китай как самый дорогой товар. С тех пор слава его только росла. Огром­ ное поступление нефрита на рынок не снижало цены. Изделия из него использовались как эле­ менты одежды, посуда, украшения, музыкальные инструменты и др. (рис. 5) [Ферсман, 2003]. Вокруг него появляются различные мифы. Он считается священным камнем пяти добродетелей - мило­ сердия, справедливости, скромности, мудрости и храбрости. Согласно китайской легенде, мир появился из расколовшегося яйца, содержавшего добро и зло. Его верхняя часть стала небосводом, излучающим свет, а нижняя - землёй, символи­ зирующей тьму. Между обломками стал быстро (до 3 м в день) расти великан Фан Ку, проживший 1800 лет. После кончины его тело превратилось в плодородную почву, кровь - в воду, волосы - в растительность, костный мозг - в нефрит [Китай­ ские..., 2003]. Нефрит символизировал вечность Средин­ ного царства и его господина. Веками владение изделиями из него считалось прерогативой им­ ператора и ближайшего окружения. Добыча и первичная переработка велась на месте добычи. Поставки осуществлялись в Пекин, где в импера­ торском дворце находился цветовой эталон, со­ гласно которому и оценивался поступивший то­ вар. Эта шкала в нисходящем порядке выглядела так: белый как сало, имевший девять оттенков; жёлтый цвета варёных каштанов, чёрный как лак, красный как петушиный гребень и самый обыч­ ный зелёный. Сотни трактатов были посвящены этому бес­ ценному дару природы. Не обошли его внимани­ ем и китайские алхимики. Они считали нефрит воплощением «крайнего ян» в минеральном цар- Рис. 5. Шлифовка нефритовой вазы. Из китайской эн­ циклопедии 1726 г. Fig. 5. Polishing of nephrite vase. From Chinese encyclopedia of 1726. стве - «семенем дракона» в земле. Исходя из это­ го, был создан рецепт «божественного эликсира». В его состав входили в равных объёмах порошок нефрита, рис и роса. Всё это доводилось до кипе­ ния в медном котле. Предполагалось, что такой отвар укрепляет мышцы, кости, успокаивает мыс­ ли и очищает кровь. Да и как было не верить, если считалось, что сам Будда восседает на нефрито­ вом троне (хотя в древних рукописях есть леген­ да о пьедестале из камня «шуй-юй», т. е. нефри­ та, прозрачного как вода, который в природе не встречается), а глава божественного китайского пантеона - Нефритовый император, живущий на девятом небе. Нефритовые изделия - огромная часть куль­ турного наследия Китая. Сотни лет из нефрита изготавливают предметы быта. До сих пор здесь производят мерцающие нефритовые чаши, упо­ минаемые в легенде о Кин Му, жившем в Х в. до н.э. Однажды он распивал вино с друзьями. Вдруг его кубок в лунном свете стал снежно-белым. С тех

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz