Тиетта. 2015, N 2 (32).

Путешествия / Travels f Таинственное надгробие Первое упоминание о надгробном камне Тимура в литературе оставили европейские уче­ ные. Ориенталист В.В. Радлов посетил Туркестан в 1868 г. и описал его как чёрный мрамор. Венгер­ ский путешественник Арминий Вамбери в 1873 г. указал, что это монолит тёмно-зелёного цвета [Вамбери, 2003]. Профессор Горного института в Санкт-Петербурге Н.П. Барбот де Марни в 1874 г. по отколотым кусочкам установил, что это не­ фрит. Позднее он передал образцы профессору археологии Г. Фишеру, подтвердившему опреде­ ление в широко известной монографии [Fischer, 1875]. Специалист, неоднократно проводивший анализ каменных изделий из древних захороне­ ний, бывший непревзойденным экспертом в этой области, описавший историю нефрита с 1000 г. до н.э., он настолько заинтересовался этой пробле­ мой, что посвятил ей публикацию [Fischer, 1880]. В 1879 г. плиту подробно изучил И.В. Мушкетов [Бек, Мушкетов, 1882]. Что же представляет собой надгробие Ти­ мура? На плите из белого мягкого известняка ле­ жит тёмно-зелёный хорошо отшлифованный и покрытый арабской вязью блок нефрита в фор­ ме параллелепипеда. Поражают размеры плиты: 192 х 37 х 30 см - это одно из крупнейших в мире изделий из нефрита (рис. 2). По утверждению И.В. Мушкетова, у местного населения считалось, что нефритовый монолит обладает магическими свойствами. Служители мавзолея якобы откалы­ вали мелкие осколки от надгробия, толкли их и продавали порошок населению в качестве амуле­ тов и лекарства от различных болезней. Этим объ­ ясняется обилие повреждений на гранях и углах камня, которые в конце XIX в. замазаны алеба­ стром [Мушкетов, 1886]. Посетители усыпальницы обращают внима­ ние на трещину, которая делит нефритовое над­ гробие на две почти равные части. Есть несколько версий её появления. Согласно одной, приводи­ мой И.В. Мушкетовым со слов муллы Аламиона, ссылающегося на книгу конца XVIII в. «Тариха Самарканд», в Самарканд из Индии была достав­ лена громадная глыба тёмно-зелёного нефрита столь высокой цены, что по городу пошли слухи, будто внутри она из золота. Монолит похитили, но при навьючивании на верблюда камень упал и раскололся., Увидев, что золота нет, разбойни­ ки скрылись, а надгробный камень служители мавзолея положили на место [Мушкетов, 1886]. Другое объяснение можно найти в книге русско­ го ориенталиста Н.В. Ханыкова, где он упоминает о надгробии и приводит следующую легенду. За­ хватив Самарканд в 1740 г., персы решили, что в надгробном камне Тимура спрятаны его несмет­ ные сокровища. По приказу Надир-шаха камень был разбит, но сокровищ внутри не оказалось [Ха- ныков, 1843]. О действиях персов в Ср. Азии в 1740 г. по­ вествует индус Абд ал-Керим Кашмири. Он со­ провождал в Самарканд племянника Надир-шаха Луфт-Али-Хана, которому было поручено вы­ везти надгробный камень Тимура в Мешхед. По утверждению Абд ал-Керима, по дороге в Пер­ сию камень раскололся на четыре части. Один небольшой кусок индус увёз с собой [Islam ic., 2010]. Косвенным подтверждением служит на­ ходка в конце XIX в. При планировке улиц Са­ марканда под руководством военного инженера З.Э. Жижемского неподалеку от мавзолея Гур- Эмир обнаружено много обломков нефрита, по цвету и строению аналогичного камню Тимура [Крестовский, 1884]. Видимо, на этом месте распо­ лагалась мастерская, в которой создавали памят- Рис. 2. А. Интерьер усыпальницы Тимуридов. Б. Надгробие Тимура [http://www.samarkand-foto.ru] . Бюст Тимура - реконструкция М.М. Герасимова, 1941. Fig. 2. А. Interior of Timurids' burial-vault. Б. Timur's headstone [http://www. samarkand-foto.ru ]. Bust of Timur - reconstruction by М.М. Gerasimov, 1941.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz