Тиетта. 2015, N 2 (32).
Путешествия / Travels f Таинственное надгробие Первое упоминание о надгробном камне Тимура в литературе оставили европейские уче ные. Ориенталист В.В. Радлов посетил Туркестан в 1868 г. и описал его как чёрный мрамор. Венгер ский путешественник Арминий Вамбери в 1873 г. указал, что это монолит тёмно-зелёного цвета [Вамбери, 2003]. Профессор Горного института в Санкт-Петербурге Н.П. Барбот де Марни в 1874 г. по отколотым кусочкам установил, что это не фрит. Позднее он передал образцы профессору археологии Г. Фишеру, подтвердившему опреде ление в широко известной монографии [Fischer, 1875]. Специалист, неоднократно проводивший анализ каменных изделий из древних захороне ний, бывший непревзойденным экспертом в этой области, описавший историю нефрита с 1000 г. до н.э., он настолько заинтересовался этой пробле мой, что посвятил ей публикацию [Fischer, 1880]. В 1879 г. плиту подробно изучил И.В. Мушкетов [Бек, Мушкетов, 1882]. Что же представляет собой надгробие Ти мура? На плите из белого мягкого известняка ле жит тёмно-зелёный хорошо отшлифованный и покрытый арабской вязью блок нефрита в фор ме параллелепипеда. Поражают размеры плиты: 192 х 37 х 30 см - это одно из крупнейших в мире изделий из нефрита (рис. 2). По утверждению И.В. Мушкетова, у местного населения считалось, что нефритовый монолит обладает магическими свойствами. Служители мавзолея якобы откалы вали мелкие осколки от надгробия, толкли их и продавали порошок населению в качестве амуле тов и лекарства от различных болезней. Этим объ ясняется обилие повреждений на гранях и углах камня, которые в конце XIX в. замазаны алеба стром [Мушкетов, 1886]. Посетители усыпальницы обращают внима ние на трещину, которая делит нефритовое над гробие на две почти равные части. Есть несколько версий её появления. Согласно одной, приводи мой И.В. Мушкетовым со слов муллы Аламиона, ссылающегося на книгу конца XVIII в. «Тариха Самарканд», в Самарканд из Индии была достав лена громадная глыба тёмно-зелёного нефрита столь высокой цены, что по городу пошли слухи, будто внутри она из золота. Монолит похитили, но при навьючивании на верблюда камень упал и раскололся., Увидев, что золота нет, разбойни ки скрылись, а надгробный камень служители мавзолея положили на место [Мушкетов, 1886]. Другое объяснение можно найти в книге русско го ориенталиста Н.В. Ханыкова, где он упоминает о надгробии и приводит следующую легенду. За хватив Самарканд в 1740 г., персы решили, что в надгробном камне Тимура спрятаны его несмет ные сокровища. По приказу Надир-шаха камень был разбит, но сокровищ внутри не оказалось [Ха- ныков, 1843]. О действиях персов в Ср. Азии в 1740 г. по вествует индус Абд ал-Керим Кашмири. Он со провождал в Самарканд племянника Надир-шаха Луфт-Али-Хана, которому было поручено вы везти надгробный камень Тимура в Мешхед. По утверждению Абд ал-Керима, по дороге в Пер сию камень раскололся на четыре части. Один небольшой кусок индус увёз с собой [Islam ic., 2010]. Косвенным подтверждением служит на ходка в конце XIX в. При планировке улиц Са марканда под руководством военного инженера З.Э. Жижемского неподалеку от мавзолея Гур- Эмир обнаружено много обломков нефрита, по цвету и строению аналогичного камню Тимура [Крестовский, 1884]. Видимо, на этом месте распо лагалась мастерская, в которой создавали памят- Рис. 2. А. Интерьер усыпальницы Тимуридов. Б. Надгробие Тимура [http://www.samarkand-foto.ru] . Бюст Тимура - реконструкция М.М. Герасимова, 1941. Fig. 2. А. Interior of Timurids' burial-vault. Б. Timur's headstone [http://www. samarkand-foto.ru ]. Bust of Timur - reconstruction by М.М. Gerasimov, 1941.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz