Тиетта. 2015, N 2 (32).

История науки / History of science \ 55 M Фото 7. Маршруты на Ийолитовый отрог: 1 - 1926 г., 2 - 2015 г., 3 - Апатитовый цирк, 4 - Подъёмный цирк. Fig. 7. Routes to Ijolite spur: 1 - 1926, 2 - 2015, 3 - Apatite cirque, 4 - Uplifting cirque. фото 5-6. На фото 5 - мрачная северная пустыня 1926 г., оз. Б. Вудъявр у подножия г. Вудъяврчорр. На фото 6 - обширная промплощадка АО «Апа­ тит» на 23 км, формирование которой началось в 1929 г. и продолжается в настоящее время. Историю освоения Ийолитового отрога уда­ лось восстановить по материалам Мурманского территориального фонда геологической инфор­ мации (МТГФ), г. Апатиты, которые изучал д. чл. КО РМО И.С. Красоткин: публикации М.П. Фивега (1936), отчётов Л.Б. Антонова (1956), Ф.В. Минако- ва и Т.С. Грищенко (2005). Первоначально развед­ ка Расвумчоррского массива (в том числе отрога) производилась в 1931 г. геологическими отряда­ ми НИУИФ под руководством Г.С. Пронченко и К.В. Боголепова на участках, где рудное тело вы­ ходит на поверхность или прикрыто чехлом элю­ вия. В 1931-1952 гг. геологоразведочные работы на Расвумчорре не проводились. В 1952-1956 гг. на здесь работала Расвумчоррская ГРП, которая исследовала рудную залежь на 2.1 км по прости­ ранию от Апатитового цирка до ущелья Дразня­ щее эхо. Затем начался длительный период стро­ ительства и эксплуатации Центрального рудника на плато Расвумчорр, который ещё не завершён. Дошла очередь и до Ийолитового отрога. В 2001-2004 гг. здесь проводила геологоразве­ дочные работы (с ТЭО) ОАО «Мурманская ГРЭ», г. Апатиты, под руководством Ф.В. Минакова и Т.С. Грищенко. Расчищены и опробованы 6 канав 1930-х, пройдены 2 новые канавы, 6 скважин, ото­ браны штуфные пробы в СВ стенке. Субгоризон- тальное сателлитное апатит-нефелиновое тело (останец) имеет протяженность до 470 м, ширину до 80 м, вертикальную мощность до 40 м. Запасы руды составляют 1.3 млн. т. (по С1) при среднем содержании Р2О516.08 % (т.е. 40 % апатита). При проведении геологоразведочных работ встрети­ лись трудности - на изолированный Ийолитовый отрог нет дорог. Доставка оборудования, инстру­ ментов и остальных грузов осуществлялась вруч­ ную. Передвижная буровая установка УКБ 12/25 разбиралась на узлы и собиралась на участке. Штуфное опробование стенки с крутизной скло­ на до 70-90° выполнялось отрядом альпинистов: молотком и зубилом отобрано 157 штуфов об­ щим весом 400 кг. Рудный останец Ийолитового отрога намечен к отработке в 2016-2018 гг. карье­ ром глубиной около 50 м, площадью 28 тыс. кв. м. Очевидны серьезные транспортные проблемы. Может быть, их решит канатная дорога? Автор рад, что удалось посетить это истори­ ческое место. Несколько часов пролетели быстро и увлекательно за фото- и видеосъёмкой, поис­ ком минералогических образцов и знакомством с историей края. Удивительно, что ландшафт остался почти тем же, что и на заре освоения Хи­ бин в первой трети ХХ в. Спустя 90 лет удалось прикоснуться к начальному периоду освоения Хибин. Возможно, нам удалось найти обломки тех апатитовых глыб, которые крушили своими молотками Г.М. Крепс, П.Ф. Семеров и И.Г. Эйх- фельд в заснеженном морозном ноябре 1926 г. Иванов Г.С., д. чл. РМО , г. Кировск Фото: Крепс Г.М., 1926; Иванов Г.С., 2015

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz