Тиетта. 2015, N 2 (32).
История науки / History of science \ 55 M Фото 7. Маршруты на Ийолитовый отрог: 1 - 1926 г., 2 - 2015 г., 3 - Апатитовый цирк, 4 - Подъёмный цирк. Fig. 7. Routes to Ijolite spur: 1 - 1926, 2 - 2015, 3 - Apatite cirque, 4 - Uplifting cirque. фото 5-6. На фото 5 - мрачная северная пустыня 1926 г., оз. Б. Вудъявр у подножия г. Вудъяврчорр. На фото 6 - обширная промплощадка АО «Апа тит» на 23 км, формирование которой началось в 1929 г. и продолжается в настоящее время. Историю освоения Ийолитового отрога уда лось восстановить по материалам Мурманского территориального фонда геологической инфор мации (МТГФ), г. Апатиты, которые изучал д. чл. КО РМО И.С. Красоткин: публикации М.П. Фивега (1936), отчётов Л.Б. Антонова (1956), Ф.В. Минако- ва и Т.С. Грищенко (2005). Первоначально развед ка Расвумчоррского массива (в том числе отрога) производилась в 1931 г. геологическими отряда ми НИУИФ под руководством Г.С. Пронченко и К.В. Боголепова на участках, где рудное тело вы ходит на поверхность или прикрыто чехлом элю вия. В 1931-1952 гг. геологоразведочные работы на Расвумчорре не проводились. В 1952-1956 гг. на здесь работала Расвумчоррская ГРП, которая исследовала рудную залежь на 2.1 км по прости ранию от Апатитового цирка до ущелья Дразня щее эхо. Затем начался длительный период стро ительства и эксплуатации Центрального рудника на плато Расвумчорр, который ещё не завершён. Дошла очередь и до Ийолитового отрога. В 2001-2004 гг. здесь проводила геологоразве дочные работы (с ТЭО) ОАО «Мурманская ГРЭ», г. Апатиты, под руководством Ф.В. Минакова и Т.С. Грищенко. Расчищены и опробованы 6 канав 1930-х, пройдены 2 новые канавы, 6 скважин, ото браны штуфные пробы в СВ стенке. Субгоризон- тальное сателлитное апатит-нефелиновое тело (останец) имеет протяженность до 470 м, ширину до 80 м, вертикальную мощность до 40 м. Запасы руды составляют 1.3 млн. т. (по С1) при среднем содержании Р2О516.08 % (т.е. 40 % апатита). При проведении геологоразведочных работ встрети лись трудности - на изолированный Ийолитовый отрог нет дорог. Доставка оборудования, инстру ментов и остальных грузов осуществлялась вруч ную. Передвижная буровая установка УКБ 12/25 разбиралась на узлы и собиралась на участке. Штуфное опробование стенки с крутизной скло на до 70-90° выполнялось отрядом альпинистов: молотком и зубилом отобрано 157 штуфов об щим весом 400 кг. Рудный останец Ийолитового отрога намечен к отработке в 2016-2018 гг. карье ром глубиной около 50 м, площадью 28 тыс. кв. м. Очевидны серьезные транспортные проблемы. Может быть, их решит канатная дорога? Автор рад, что удалось посетить это истори ческое место. Несколько часов пролетели быстро и увлекательно за фото- и видеосъёмкой, поис ком минералогических образцов и знакомством с историей края. Удивительно, что ландшафт остался почти тем же, что и на заре освоения Хи бин в первой трети ХХ в. Спустя 90 лет удалось прикоснуться к начальному периоду освоения Хибин. Возможно, нам удалось найти обломки тех апатитовых глыб, которые крушили своими молотками Г.М. Крепс, П.Ф. Семеров и И.Г. Эйх- фельд в заснеженном морозном ноябре 1926 г. Иванов Г.С., д. чл. РМО , г. Кировск Фото: Крепс Г.М., 1926; Иванов Г.С., 2015
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz