Тиетта. 2014, N 4 (30).

Творческая галерея / Art gallery 2014 л - м р о ж д е с т в е н с к и е р а с с к а зы c h r i s t m a s tales Dr. Sci. (Phys.) T.B. Ilyinskaya, famous researcher of the great Russian writer N.S. Leskov's artistic heritage, introduces a publication of his Christmas tales «Ale%andrite» and «Pearl necklace» with her reflections of symbolics of precious stones in the Bible texts, Russian literature and legends. The current publication is the author's debut in The Tietta. The illustrationsfor the stories are provided by the Editorial Staff. Новый год и Рождество - особые праздники. Они несут в себе образы сверкающих драгоценных камней. И всё - от природы до литературы - слу­ жит этим привычным с детства представлениям. Вот загорается бриллиантами на солнце морозная пыль, а ночью - алмазами сияют звёзды и снега. В ранние годы «геммологический» облик зимних праздников в нас укрепляют дворцы изо льда, по­ строенные Морозом-Воеводой, и ларец с самоцве­ тами, который дарит Морозко бедной падчерице. Ну, а чуть позже русская классическая литература в самые атеистические времена позволяла встретить­ ся с литомантией - гаданием с помощью драгоцен­ ных камней. «Раз в крещенский вечерок девушки гадали», - так начинает Жуковский изображение святочных гаданий, одно из которых особенно за­ вораживает мерцающим блеском самоцвета, от­ вечающего огоньку свечи и потоку лунного света, льющегося в окно: «В чашу с чистою водой / Клали перстень золотой, / Серьги и зум р у дны .» . Таинственная сила камня помогала во время гадания установить связь с потусторонним миром . Каким образом немой камень способен подавать знаки и предостережения, сказано у известного мистика Э. Леви: «Горный хрусталь < . > имеет особое значение для гаданий. Искусные гадатели читают в его кристаллах и особенно в хорошо вы­ точенных шарах из хрусталя картины прошлого и будущего. Для этого хрустальный предмет укре­ пляют в тёмной комнате так, чтобы на него падал луч света, наполняя его сиянием, и длительное время смотрят на него, не мигая и концентрируя волю на желании увидеть в нём определённый предмет < . > Связь хрусталя с ясновидением объ­ ясняется тем, что кварц, совершенной формой которого является хрусталь, это как бы кожа пла­ неты, которой она чувствует космос и астральный мир, связанный с нашим сверхчувственным вос­ приятием» [Леви Э. Великий аркан, или разобла­ чённый оккультизм. М., 1997. С. 6]. Древняя мистика камня в рождественской традиции сливалась с библейской символикой самоцветов, образы которых в Новом Завете слу­ ж или для описания нового Иерусалима - возвра­ щённого рая. Яшма, сапфир, халкидон, изумруд, берилл, топаз, хризопраз, аметист, сердолик, гиа­ цинт украшают стены этого города, их сияние от­ пугивает силы тьмы: ибо камни возникли от того огня, в котором предстоит кара злым духам. Библейская символика драгоценных кам­ ней особенно тесно переплеталась с народными поверьями о загадочных свойствах самоцветов в жанре рождественского рассказа - повествования, приуроченного к событиям зимних праздников. Главным в рождественском рассказе было чудес­ ное событие, которое приносило счастье, тепло и свет в человеческую душу: сирота обретал семью, влюблённые наконец соединяли свои судьбы, гиб­ нущее в нищете семейство получало помощь, циничный и злой человек снова начинал верить в д о б р о . Как видим, сюжеты русского рожде­ ственского рассказа вполне реалистичны; как пи ­ шут исследователи жанра, «Ночь перед Рожде­ ством» с ведьмой и полётом черта в Петербург - заметное исключение в этой области. Когда-то, в XIX веке, рождественский рассказ был неизменным атрибутом декабрьской журна­ листики, принадлежал, как бы мы теперь сказа­ ли, к массовой литературе. Но среди этого потока календарной словесности были рождественские рассказы, относящиеся к большой литературе. Это, начиная с гоголевской «Ночи перед Рожде­ ством», рассказы Достоевского, Лескова, Чехова, Куприна. Среди русских рождественских рассказов особенно выделяются лесковские «Александрит» и «Жемчужное ожерелье», целиком построенные на легендах и поверьях, связанных с драгоценны­ ми камнями, а также на . минералогических и кристаллографических выкладках. Чтобы напи ­ сать эти рассказы, Лескову пришлось углубить­ ся в геммологическую литературу и прибегнуть к помощи приятеля, писателя М.И. Пыляева, связанного с Российским минералогическим об­ ществом. Наверное, это единственный случай в мировой литературе, когда дихроизм и светопе- ременность стали важными сюжетными момен­ тами в художественном произведении. Минера­ логия и мистика то противостоят друг другу, то оказываются в каком-то странном с о ю з е . Рождественская аура втягивает в себя не только канонические «зимние» рассказы с неожи­ данно счастливым финалом, но и всё, что связано с таинственной предопределённостью человече­ ской судьбы. «Храни меня, мой талисман», - сказа­ но у Пушкина о заветном сердоликовом перстне, подаренном любимой женщиной. Особым посто­ янством по отношению к геммологической теме

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz