Тиетта. 2014, N 4 (30).

Творческая галерея / Art gallery 2014 Л“М е . п . би зи р ь - д о р о ш е н к о и хи би ны E.p. VIZIR-DOROSHENKO AND KHIBINY The Tietta Editor-in-ChiefDr. Sci. (Geol.-mineral.) Yu.L. Voytekhovsky reminds readers about theforgotten Russian artist of Е.P Vizir-Doroshenko (1890-1963). The series "Kirov in the Khibiny" (1930) dedicated to the first visit of S.M. Kirov (1886-1934) in our region to monitor the construction of trust "Apatit" is among his works. Слева: С.М. Киров (1886-1934). Портрет неизвестного автора, собственность КНЦ РАН. Справа: Е.П. Визирь- Дорошенко (1890-1963). Left: S.М. Kirov (1886-1934). Portrain of unknown artist, property of KSC RAS. Right: Е.Р Vizir- Doroshenko (1890-1963). Е.П. Визирь-Дорошенко родился в 1890 г. в пос. Лоцманская близ г. Екатеринослава (Дне­ пропетровск). О происхождении фамилии ходи­ ла легенда: проводя корабль визиря к русскому берегу, прадед-лоцман полюбил дочь вельможи, и та вышла за него замуж. Так в ф амилии появи­ лась приставка «Визирь». С раннего детства стал проявляться талант мальчика. Кода ему было 11 лет, в Екатеринослав приехал крупный землев­ ладелец, затем политический деятель, председа­ тель госдумы М.В. Родзянко. Ему указали на спо­ собного мальчика, показали папку с рисунками. И по решению украинской рады юноша был от­ правлен за государственный счёт в Петербург в школу барона Штиглица (училище Мухиной). Проучившись там 5 лет, он поступил в Академию художеств. Восторженно встретив революцию, писал плакаты, лозунги, транспаранты. За участие в ре­ волюционном движении в 1911 г. исключён с 4-го курса, но продолжил самообразование. Покинув Петроград, работал в Омске, Томске, руководил художественным оформлением в театрах, ставил декорации, создавал афиши. В 1918 г. вернулся в столицу. В 1921-1923 гг. - на фронте, был ранен. После гражданской войны работал в «Окнах РО­ СТА» с В.В. Маяковским, затем в Наркомпросе у А.В. Луначарского. В период НЭПа, на фоне су

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz