Тиетта. 2014, N 4 (30).
Путешествия / Travels 2014 f Трасса Хорог - Душанбе. Khorog-Dushanbe road. скую долину и другие памятники природы. Хорог - Калайхумб - Душанбе В Хороге выяснилось, что авиабилеты до Ду шанбе раскуплены на две недели вперёд, но есть другой путь: автотрасса Хорог - Душанбе, те же 500 км, но по земле. В самом конце августа, утром, напившись из знаменитого источника в кишлаке Поршнёв (при нём серебряная чашечка), выхожу на трассу и устраиваюсь в кабине нового попут ного грузовика. Дорога проходит меж дикими го рами по правому берегу Пянджа через зелёные кишлаки. По мостам переезжаем крупные при токи Бартанг, Язгулем, Ванч. Ниже устья Бартанга остановка на пологом берегу Пянджа - ревущая серая вода надёжно держит границу с Афганиста ном. На афганском берегу от самой воды высоко в синее небо вздымается скала с оврингом. Это рукотворная висячая тропа, построенная много летним трудом: ручным инструментом долбят дыры в камне, в них забивают деревянные колья, между кольями укладывают толстый слой ство ликов деревьев и кустарников, засыпают землей и щебнем - путь открыт! На советском П амире на Перевал Хабуработ. Khaburabot Pass. месте бывших оврингов - автотрассы по проби тым взрывами карнизам. На афганской стороне овринг идёт вверх гигантским серпантином с пет лями по несколько сот метров, пока не достигает скальной вершины в километре по вертикали над бурной рекой. И там, на огромной высоте, крохот ные фигурки людей и ишаков. Это о них сложили восточную пословицу: «Путник, помни - ты слеза на реснице Аллаха». А мы въезжаем на скальный карниз, который тянется на многие километры над бурным Пянджем. Движение однополосное - двум машинам не разъехаться. Водители дей ствуют по интуиции и каким-то своим правилам, непонятным для непосвящённых. Периодически встречаются разъездные площадки - карманы. Иногда, при случайной встрече лоб в лоб, ближ ней к карману машине приходится пятиться сот ни метров. К счастью, нам повезло: путь по кар низу прош ёл без этих манёвров. Наконец, горы отходят от трассы. К вечеру подъезжаем к киш лаку Калайхумб. Здесь высокие деревья, овощи и Памирский мемориал «Сергей Луков поехал прямо». Pamir memorial «Sergey Lukhov went straight». фрукты. Теперь трасса идёт от Пянджа на север - на перевал Хабуработ (3260 м), пересекая Дарваз- ский хребет. Подъём по серпантину с петлями по 2 км длиной на 2-километровую высоту от киш лака. На крутом повороте - останец 5 м высотой. На скале - простая надпись: «Сергей Луков поехал прямо». Далеко внизу - серебряная ниточка гор ной речки и останки грузовика. Уставший води тель заснул за рулём, прозевал п о в о р о т . После спуска с перевала ночёвка в очередном «караван- сарае», кажется, человек на 500. Водители за ужи ном потребляют по стакану водки - дорога выма тывает, стресс необходимо снять. А я пью стакан чая, чтобы сохранить незамутнёнными яркие впе чатления от памирских трасс. Утром снова горная
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz