Тиетта. 2014, N 4 (30).

Путешествия / Travels 2014 f Трасса Хорог - Душанбе. Khorog-Dushanbe road. скую долину и другие памятники природы. Хорог - Калайхумб - Душанбе В Хороге выяснилось, что авиабилеты до Ду­ шанбе раскуплены на две недели вперёд, но есть другой путь: автотрасса Хорог - Душанбе, те же 500 км, но по земле. В самом конце августа, утром, напившись из знаменитого источника в кишлаке Поршнёв (при нём серебряная чашечка), выхожу на трассу и устраиваюсь в кабине нового попут­ ного грузовика. Дорога проходит меж дикими го­ рами по правому берегу Пянджа через зелёные кишлаки. По мостам переезжаем крупные при ­ токи Бартанг, Язгулем, Ванч. Ниже устья Бартанга остановка на пологом берегу Пянджа - ревущая серая вода надёжно держит границу с Афганиста­ ном. На афганском берегу от самой воды высоко в синее небо вздымается скала с оврингом. Это рукотворная висячая тропа, построенная много­ летним трудом: ручным инструментом долбят дыры в камне, в них забивают деревянные колья, между кольями укладывают толстый слой ство­ ликов деревьев и кустарников, засыпают землей и щебнем - путь открыт! На советском П амире на Перевал Хабуработ. Khaburabot Pass. месте бывших оврингов - автотрассы по проби ­ тым взрывами карнизам. На афганской стороне овринг идёт вверх гигантским серпантином с пет­ лями по несколько сот метров, пока не достигает скальной вершины в километре по вертикали над бурной рекой. И там, на огромной высоте, крохот­ ные фигурки людей и ишаков. Это о них сложили восточную пословицу: «Путник, помни - ты слеза на реснице Аллаха». А мы въезжаем на скальный карниз, который тянется на многие километры над бурным Пянджем. Движение однополосное - двум машинам не разъехаться. Водители дей­ ствуют по интуиции и каким-то своим правилам, непонятным для непосвящённых. Периодически встречаются разъездные площадки - карманы. Иногда, при случайной встрече лоб в лоб, ближ ­ ней к карману машине приходится пятиться сот­ ни метров. К счастью, нам повезло: путь по кар­ низу прош ёл без этих манёвров. Наконец, горы отходят от трассы. К вечеру подъезжаем к киш ­ лаку Калайхумб. Здесь высокие деревья, овощи и Памирский мемориал «Сергей Луков поехал прямо». Pamir memorial «Sergey Lukhov went straight». фрукты. Теперь трасса идёт от Пянджа на север - на перевал Хабуработ (3260 м), пересекая Дарваз- ский хребет. Подъём по серпантину с петлями по 2 км длиной на 2-километровую высоту от киш ­ лака. На крутом повороте - останец 5 м высотой. На скале - простая надпись: «Сергей Луков поехал прямо». Далеко внизу - серебряная ниточка гор­ ной речки и останки грузовика. Уставший води­ тель заснул за рулём, прозевал п о в о р о т . После спуска с перевала ночёвка в очередном «караван- сарае», кажется, человек на 500. Водители за ужи ­ ном потребляют по стакану водки - дорога выма­ тывает, стресс необходимо снять. А я пью стакан чая, чтобы сохранить незамутнёнными яркие впе­ чатления от памирских трасс. Утром снова горная

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz