Тиетта. 2014, N 4 (30).

\ м КАК НАС УЧИЛ АКАДЕМИК ФЕРСМАН AS ACADEMICIAN FERSMAN TOUGHT US Outstanding crystallographer and science historian Prof. I.I. Shafranovsky recalls his teacher Acad. A.E. Fersman in the current educational article. In its conclusion the Editor-in-Chief Prof. Yu.L. Voytekhovsky speaks about his teacher Prof. I.I. Shafranovsky and several editions from A.E. Fersman's private library. Наука / Science В н аш и д н и с т а р и н н а я н ау к а о кам н ях , м и н ер ал о ги я , и с о в р ем ен н а я т ех н и к а тесно п е р е ­ пле т аю т ся . Ведь ц елы й р я д к ам н ей , к о т о р ы м и и здавна лю бовали сь к а к кр а си вы м и и д р а го ц ен ­ ны м и безделуш ками , сейчас ш и р о к о и сп о л ь зу е т ся в т ехн и ч е ски х ц елях . П о д л и н ны м и ге р о ям и т е х н и к и стали зн ам е н и т ейш и е алмаз и ру бин . с а м ы й тв ёр ды й из м и н ер ал о в — алмаз — о б р а б а ­ ты в а е т д е т ал и м аш ин , р еж е т к ам н и , сверли т го рны е п о р о ды и т а к далее. К р асавец р у б и н стал н е з ам ен им ы м в лазерах. Т о н ч а йш и е п л а с ти н к и из к в ар ц а х о р ош о и зве стны лю б и т е л ям р а д и о ­ т ехни ки . м ы н ау ч и л и с ь п о л у ч а т ь э ти к ам н и и ску сственным путем . н о о гр ом ны й спро с н а н и х за­ ставл я ет геологов и ск а ть и до бы в ать их и в п р и р о д е . О том , где и к ак о б р а зую т с я д р а го ц ен ны е кам ни , к а к геоло ги и ум е л ьцы о т к ры в аю т кл ад о ­ вые п р и р о ды , м н о го пи с ал з ам еч а т ел ьны й советский м и н е р а л о г и геохим и к , п о д л и н ны й п о э т к ам н я А лександр ев г ен ь ев и ч Ф ерсм ан . Вы н е ч и т а л и его к н и ги « З аним а т е л ьн а я м и н ер ало ги я» , «рассказы о самоцветах» , «В о сп ом ин ани я о камне»? Александр ев ген ьевич Ф ер см ан мно го путеш ествовал . Геологу ведь н ел ь зя сидеть дома. и вот результаты : гер о и ч е ск а я э п о п е я о сво ени я Хибин с их б о гат ейш им и ап а ти то вы м и м е с то р ож ­ д ени ям и ; н е м ене е г ерои че ски е эк сп еди ци и в р аск ал ён ны е К аракумы в поисках залеж ей п р и ­ р о д н о й серы; и зучени е богатств с р е д н е й Азии, у р ал а , Кавказа. Это д еся тки ты с яч и схож енны х ки л ом етр о в с тяж ёлы м рю к заком за плечам и , со тни н ау чны х опы тов и с тр ани ц н ау чны х трудов. А в те недолгие недели, месяцы , которы е Ф ерсм ан проводил дома, он ещё и учил будущих гео­ логов. Ты сячи его преем ников труд ятся в самых отдалённых уголках наш ей страны . Один из них п роф ессор и . и . Ш афрановский . Вы знакомы с ним , ребята, по статьям , опубликованным в «ЮТе». и т а к , п е р е д а ём слово бы вш ему слуш ателю А. Е. Ф ерсм ан а. Был 1926 год. Мы, студенты-геологи первого курса Ленинградского университета, восторжен­ но приветствовали известие о том, что курс «Вве­ дение в минералогию» нам будет читать молодой, но уже знаменитый академик Александр Евгенье­ вич Ферсман. В моей памяти эти лекции сохрани­ лись как что-то чрезвычайно праздничное, радуж ­ ное и радостное. Ферсман носил тогда чёрный френч. На шнурке у бокового кармана всегда болталась лупа

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz