Тиетта. 2014, N 4 (30).

Творческая галерея / Art gallery 2014 Я по старой привычке всегда его при себе имею. Изволь смотреть на замок под собачку». «Для чего мне смотреть?» «Нет, ты посмотри. Ты, может быть, дума­ ешь, что я тебя обманул». «Вовсе не думаю». «Нет - смотри, смотри!» Я взял стекло и вижу - на замке, на самом скрытном месте микроскопическая надпись фран­ цузскими буквами: «Бургильон.» «Убедился, - говорит, - что это действитель­ но жемчуг фальшивый?» «Вижу». «И что же ты мне теперь скажешь?» «То же самое, что и прежде. То есть: это до меня не касается, и вас только буду об одном про ­ с и т ь .» «Проси, проси!» «Позвольте не говорить об этом Маше». «Это для чего?» « Т а к .» «Нет, в каких именно целях? Ты не хочешь её огорчить?» «Да - это между прочим». «А ещё что?» «А ещё то, что я не хочу, чтобы в её сердце хоть что-нибудь шевельнулось против отца». «Против отца?» «Да». «Ну, для отц а она теперь уже отрезанный ло ­ моть, который к караваю не пристанет, а ей глав­ ное - м у ж . » «Никогда, - говорю, - сердце не заезжий двор: в нём тесно не бывает. К отцу одна любовь, а к мужу - другая, и кроме т о г о . муж, который желает быть счастлив, обязан заботиться, чтобы он мог уважать свою жену, а для этого он должен беречь её любовь и почтение к родителям». «Ага! Вот ты какой практик!» И стал молча пальцами по табуретке бараба­ нить, а потом встал и говорит: «Я, любезный зять, наживал состояние свои­ ми трудами, но очень разными средствами. С вы­ сокой точки зрения они, может быть, не все очень похвальны, но такое моё время было, да я и не умел наживать иначе. В людей я не очень верю, и про Л101М любовь только в романах слыхал, как читают, а на деле я всё видел, что все денег хотят. Двум зятьям я денег не дал, и вышло верно: они на меня злы и жён своих ко мне не пускают. Не знаю, кто из нас благороднее - они или я? Я денег им не даю, а они живые сердца портят. А я им денег не дам, а вот тебе возьму да и дам! Да! И вот, даже сейчас дам!» И вот извольте смотреть! Брат показал нам три билета по пятидесяти тысяч рублей. - Неужели, - говорю, - всё это твоей жене? - Нет, - отвечает, - он Маше дал пятьдесят тысяч, а я ему говорю: «Знаете, Николай Иванович, - это будет ще­ к о т л и в о . Маше будет неловко, что она получит от вас приданое, а сёстры ее - н е т . Это непремен­ но вызовет у сестер к ней зависть и н е п р и я з н ь . Нет, бог с ними, - оставьте у себя эти деньги и . когда-нибудь, когда благоприятный случай при ­ мирит вас с другими дочерьми, тогда вы дадите всем поровну. И вот тогда это принесёт всем нам р а д о с т ь . А одним н а м . не надо !» Он опять встал, опять прошёлся по комнате и, остановясь против двери спальни, крикнул: «Марья!» М аш а уже была в пеньюаре и вышла. «Поздравляю, - говорит, - тебя». Она поцеловала его руку. «А счастлива быть хочешь?» «Конечно, хочу, папа, и . надеюсь». «Х о р ош о . Ты себе, брат, хорошего мужа выбрала!» «Я, папа, не выбирала. Мне его бог дал». «Хорошо, хорошо. Бог дал, а я придам : я тебе хочу прибавить счастья. - Вот три билета, все рав­ ные. Один тебе, а два твоим сёстрам. Раздай им сама - скажи, что ты дариш ь .» «Папа!» Маша бросилась ему сначала на шею, а потом вдруг опустилась на землю и обняла, р а ­ достно плача, его колена. Смотрю - и он заплакал. «Встань, встань! - говорит. - Ты нынче, по на­ родному слову, «княгиня» - тебе неприлично в землю мне кланяться». «Но я так с ч а с т л и в а . за сестёр!..» «То-то и е с т ь . И я счастлив!.. Теперь мо ­ жешь видеть, что нечего тебе было бояться ж ем ­ чужного ожерелья. Я приш ел тебе тайну открыть: подаренный мною тебе жемчуг - фальшивый, меня им давно сер­ дечный приятель надул, д а ведь какой, - не про ­ стой, а слитый из Рюриковичей и Гедиминови- чей. А вот у тебя муж простой души, д а истинной : такого надуть невозможно - душ а не стерпит!» - Вот вам весь мой рассказ, - заключил собе­ седник, - и я, право, думаю, что, несмотря на его современное происхождение и на его невымыш- ленность, он отвечает и программе, и форме тра­ диционного святочного рассказа.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz