Тиетта. 2014, N 2 (28).

Творческая галерея / Art gallery 2014 , А.Н. Толстой, В.Я. Шишков и Н.Н. Никитин на Кольском полуострове Варшавы удирал» (1941), «Удар Брусилова» (1941), «Как в 1916 г. русские войска прорвали австро­ германский фронт» (1942). Избирался депутатом Ленингр. Совета депутатов трудящихся, был чле­ ном Правления СП СССР и Правления Ленингр. писательской организации. Много лет состоял членом редколлегии журнала «Звезда». Печатает­ ся с 1916. Автор повестей «Рвотный форт» (1922), «Собачий ящик» (1928), «Поговорим о звёздах» (1934), пьес «Линия огня» (1931), «Конкурс хитре­ цов» (1934), «Баку» (1937; об установлении сов. власти в Азербайджане), «Фирсовы» (1957; о собы­ тиях Октябрьской революции в П етро гр аде). Н. была задумана повесть о С.М. Кирове, но дальше отрывков дело не пошло. Написал романы «Пре­ ступление Кирика Руденко» (1927), «Шпион» (1930), «Это было в Коканде» (1939, первое назва­ ние «Это началось в Коканде»), «Третья аллея» (не окончен). Самым популярным произведением Н. стал роман «Северная Аврора» (1950; о борь­ бе молодой сов. республики с англ. интервентами на Мурмане и в Архангельске в 1918-1919 гг.; Ста­ линская премия II ст., 1950; на основе романа Н. написал пьесу «Северные зори», 1952, поставлен­ ную в театрах). По сценарию Н. и Б. Леонидова снят фильм «Парижский сапожник» (1928, реж. Ф. Эрмлер), рассказ Н. о I мировой войне «Моги­ ла Панбурлея» (1924) экранизирован (одноимён. фильм, 1927, реж. Ч. Сабинский). С А.Н. Толстым и В.Я. Шишковым подготовил «Открытое пись­ мо, направленное общественности Хибиногор- ска» (ХР, 2.09.1932; То же [отрывок] //Хибинские клады: Воспоминания ветеранов освоения Севера /Сост. Г.И. Раков. Л.: Лениздат, 1972. С. 78). В 1933 с группой писателей (И.С. Соколов-Микитов, А.Н. Толстой, В.Я. Шишков и др.) ездил в Канда­ лакшу на подъём ледокольного парохода «Садко», затонувшего 16.07.1916 в Кандалакшском заливе. Написал о подъёме судна очерк «Около "Садко"» (ЭПРОН. 1923-1933: Очерки бригады писателей. Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1934. С. 114-135: фот.). В очерке Н. отмечал: «Сейчас все точки Се­ вера - горы, реки, море, лес - соединяются одной точкой. Хибинские горы дают апатит, апатито­ вый трест торопит Ниву, порожистая Нива ожи­ дает гидростанцию. Кандалакша ждёт тока для своего Химкомбината, в программу его входит обработка апатитов и нефелина» (с. 115-116). Опу­ бликовал статью о поездках писательских бри­ гад «От Мурманска до Камчатки» (Лит. Ленин­ град, 5.10.1933). В [воспоминаниях о Толстом А.Н., 1945-1955] Н. писал: «Беломорканал, пристани, шлюзы, капитаны, чекисты, заключённые, кон­ сервные фабрики Кандалакши, океанографи­ ческие станции, совхоз Имандра, опытные по­ лярные поля, Хибины, рудники, горнорабочие, инженеры, старообрядческие деревни на Выге - всё необходимо ему, кроме водолазов и кроме подъёма парохода, затонувшего ещё в годы пер­ вой империалистической войны. Он говорит о горных породах, как металлург, с геологами и с акад. Ферсманом» (1982, с. 263) (Воспоминания об А.Н. Толстом: Сб. /Сост. З.А. Никитина, Л.И. Тол­ стая. М.: Сов. писатель, 1973. 463с.: ил., фот.; То же. 2-е изд., доп. М.: Сов. писатель, 1982. С. 258-267). Воспоминания «А.Н. Толстой» впервые напечата­ Проект подъёма «Садко». Project of «Sadko» lifting.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz