Тиетта. 2014, N 2 (28).

Творческая галерея / Art gallery 2014 л 1»1 нижним краем с винтовой нарезкой вставляется в кольцо манишки с такой же нарезкой и при­ винчивается. При последнем обороте зеркальное стекло шлема встает как раз против лица водо­ лаза. По шлему даёт шлепок дружеская рука - дескать, готово. Морской владыка поднимается с трона. В обхват его талии привязывают конец сигнала (пеньковый просмолённый канат), а весь сигнал, сложенный кольцами, лежит возле борта. При сигнале - дежурный, его дело травить канат, то есть отдавать его, когда водолаз того требует, или, наоборот, подтягивать слабину, выбирать из воды. Морской владыка, подобно Геркулесу среди пигмеев, грохоча пудовыми калошами, подходит к лестнице, уходящей с борта в воду...». 15 октября в Москву и Ленинград полетел рапорт. «ЦК ВКП(б): тт. Сталину, Кагановичу. Совнарком СССР: т. Молотову. Наркомвоенмор: т. Ворошилову. Ленинградский обком ВКП(б): т. Кирову. Наркомвод: т. Янсону. Семнадцать лет назад за Полярным кругом в Кандалакшском за­ ливе, наткнувшись на подводные камни и по­ лучив огромную пробоину, потонул мощный ледокол «Садко». В течение 17 лет корабль, являв­ шийся двойником знаменитого краснознамён­ ного «Малыгина», пролежал на дне. Успехи пя­ тилетки, развитие тяжёлой индустрии, освоение новой техники дали возможность предпринять сложнейшую операцию подъёма грандиозного судна со дна залива. ЭПРОН принял почётное за­ дание поднять «Садко» и ввести в состав советско­ го ледокольного флота новую мощную единицу. К подъёму ледокола ЭПРОН приступил, обладая новейшими средствами советской техники, ещё не известными капиталистическому миру и впер­ вые применяющимися в нашей судоподъёмной практике. Подъём «Садко» производился 200-тон­ ными цилиндрическими понтонами, изготовлен­ ными отечественными заводами по конструкции корабельного инженера-краснознамёнца т. Бо- брицкого. Напряжённо, с большевистским упор­ ством, как учит нас партия, мы осваивали новую технику, порой терпели неудачи, но всегда с новы­ ми силами, соревнуясь, добились успеха. Конец операции совпал с началом поляр­ ной ночи. Работая большевистскими темпами, мы сегодня добились победы и чести рапорто­ вать партии и правительству следующее. Вчера, 14 октября, в 15 час. 28 мин. дня всплыла корма «Садко», и сегодня в 10 час. 30 мин. утра со дна за­ лива поднялся весь корабль. Через четверть часа на «Садко» поднят морской флаг пролетарского государства... Подъёмом «Садко» ЭПРОН закан­ ЮЛ . Войтеховский, д.г.-м.н., проф., Е.Н. Шталь чивает сезон, в течение которого добился следу­ ющих успехов: у берегов Шпицбергена поднят «Малыгин», в Финском заливе с рекордной глу­ бины совместно с РККФ поднята подводная лодка № 9, в Ладожском озере поднят озёрный теплоход «Крестинтерн», в Чёрном море спасен «Харьков» и поднят пароход «Потёмкин», у берегов Норве­ гии спасён пароход «Кола», в Белом море спасён терпевший бедствие, считавшийся безнадёжным, иностранный пароход «Алкаид», в Каспийском море поднят пароход «Стенька Разин». Сегодня, в 2 часа дня, «Садко» на буксире пароходов «Совнар­ ком» и «Ленин» отведен к о. Богомолиха, где в крат­ чайший срок будет заделана пробоина, и пароход последует в Архангельск. После ремонта «Садко» поступит в распоряжение Главного управления Севморпути для новых славных побед во льдах Арктики. Да здравствует наш вождь - Централь­ ный Комитет партии во главе с тов. Сталиным! Да здравствует правительство Советского Союза! Нач. ЭПРОН Крылов. Нач. Северного округа Васин. Производители работ: Симонов, Лавров, Памаин». В тот же день из Москвы пришла ответная депеша. «Кандалакша. Нач. ЭПРОНа Крылову. Поздравляем героических работников советской подводной техники, краснознамённых эпро- новцев с новым блестящим трудовым успехом - подъёмом с морского дна ледокола «Садко». Эта ваша победа, одержанная в тяжёлых условиях хо­ лодного Севера, является выдающимся образцом большевистской работы. Сталин, Молотов, Кага­ нович, Ворошилов. Янсон». А в популярном тог­ да журнале «Карело-Мурманский край» [1933. № 7-8, с. 71] появилась информация: «Героическая работа ЭПРОНа по подъему «Садко» протекала в обстановке самого пристального внимания широ­ ких кругов пролетарской общественности. Место работ посетил ряд советских писателей, которые отобразят в своих произведениях этапы борьбы и побед Краснознамённого ЭПРОНа за полярным кругом. На снимке - писатели Вяч. Шишков и А.Н. Толстой беседуют с Ф.И. Крыловым». А вот фрагмент из воспоминания Н.Н. Ники­ тина «А.Н. Толстой» (1957), в котором есть и стро­ ки о пребывании в Хибинах. «...В Толстом было много творческой энергии. Вспоминаю одну нашу поездку, после которой он собирался «отразить» жизнь водолазов. В этой же поездке он заинтере­ совался множеством превосходных вещей. И, что самое главное, именно в эти дни в нём, в его писа­ тельском арсенале, зародилось многое, касавшее­ ся русского Севера, что и вошло впоследствии в роман о Петре, - люди, ощущения, пейзажи. Как же это было?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz