Тиетта. 2014, N 2 (28).
Творческая галерея / Art gallery 2014 л 1»1 нижним краем с винтовой нарезкой вставляется в кольцо манишки с такой же нарезкой и при винчивается. При последнем обороте зеркальное стекло шлема встает как раз против лица водо лаза. По шлему даёт шлепок дружеская рука - дескать, готово. Морской владыка поднимается с трона. В обхват его талии привязывают конец сигнала (пеньковый просмолённый канат), а весь сигнал, сложенный кольцами, лежит возле борта. При сигнале - дежурный, его дело травить канат, то есть отдавать его, когда водолаз того требует, или, наоборот, подтягивать слабину, выбирать из воды. Морской владыка, подобно Геркулесу среди пигмеев, грохоча пудовыми калошами, подходит к лестнице, уходящей с борта в воду...». 15 октября в Москву и Ленинград полетел рапорт. «ЦК ВКП(б): тт. Сталину, Кагановичу. Совнарком СССР: т. Молотову. Наркомвоенмор: т. Ворошилову. Ленинградский обком ВКП(б): т. Кирову. Наркомвод: т. Янсону. Семнадцать лет назад за Полярным кругом в Кандалакшском за ливе, наткнувшись на подводные камни и по лучив огромную пробоину, потонул мощный ледокол «Садко». В течение 17 лет корабль, являв шийся двойником знаменитого краснознамён ного «Малыгина», пролежал на дне. Успехи пя тилетки, развитие тяжёлой индустрии, освоение новой техники дали возможность предпринять сложнейшую операцию подъёма грандиозного судна со дна залива. ЭПРОН принял почётное за дание поднять «Садко» и ввести в состав советско го ледокольного флота новую мощную единицу. К подъёму ледокола ЭПРОН приступил, обладая новейшими средствами советской техники, ещё не известными капиталистическому миру и впер вые применяющимися в нашей судоподъёмной практике. Подъём «Садко» производился 200-тон ными цилиндрическими понтонами, изготовлен ными отечественными заводами по конструкции корабельного инженера-краснознамёнца т. Бо- брицкого. Напряжённо, с большевистским упор ством, как учит нас партия, мы осваивали новую технику, порой терпели неудачи, но всегда с новы ми силами, соревнуясь, добились успеха. Конец операции совпал с началом поляр ной ночи. Работая большевистскими темпами, мы сегодня добились победы и чести рапорто вать партии и правительству следующее. Вчера, 14 октября, в 15 час. 28 мин. дня всплыла корма «Садко», и сегодня в 10 час. 30 мин. утра со дна за лива поднялся весь корабль. Через четверть часа на «Садко» поднят морской флаг пролетарского государства... Подъёмом «Садко» ЭПРОН закан ЮЛ . Войтеховский, д.г.-м.н., проф., Е.Н. Шталь чивает сезон, в течение которого добился следу ющих успехов: у берегов Шпицбергена поднят «Малыгин», в Финском заливе с рекордной глу бины совместно с РККФ поднята подводная лодка № 9, в Ладожском озере поднят озёрный теплоход «Крестинтерн», в Чёрном море спасен «Харьков» и поднят пароход «Потёмкин», у берегов Норве гии спасён пароход «Кола», в Белом море спасён терпевший бедствие, считавшийся безнадёжным, иностранный пароход «Алкаид», в Каспийском море поднят пароход «Стенька Разин». Сегодня, в 2 часа дня, «Садко» на буксире пароходов «Совнар ком» и «Ленин» отведен к о. Богомолиха, где в крат чайший срок будет заделана пробоина, и пароход последует в Архангельск. После ремонта «Садко» поступит в распоряжение Главного управления Севморпути для новых славных побед во льдах Арктики. Да здравствует наш вождь - Централь ный Комитет партии во главе с тов. Сталиным! Да здравствует правительство Советского Союза! Нач. ЭПРОН Крылов. Нач. Северного округа Васин. Производители работ: Симонов, Лавров, Памаин». В тот же день из Москвы пришла ответная депеша. «Кандалакша. Нач. ЭПРОНа Крылову. Поздравляем героических работников советской подводной техники, краснознамённых эпро- новцев с новым блестящим трудовым успехом - подъёмом с морского дна ледокола «Садко». Эта ваша победа, одержанная в тяжёлых условиях хо лодного Севера, является выдающимся образцом большевистской работы. Сталин, Молотов, Кага нович, Ворошилов. Янсон». А в популярном тог да журнале «Карело-Мурманский край» [1933. № 7-8, с. 71] появилась информация: «Героическая работа ЭПРОНа по подъему «Садко» протекала в обстановке самого пристального внимания широ ких кругов пролетарской общественности. Место работ посетил ряд советских писателей, которые отобразят в своих произведениях этапы борьбы и побед Краснознамённого ЭПРОНа за полярным кругом. На снимке - писатели Вяч. Шишков и А.Н. Толстой беседуют с Ф.И. Крыловым». А вот фрагмент из воспоминания Н.Н. Ники тина «А.Н. Толстой» (1957), в котором есть и стро ки о пребывании в Хибинах. «...В Толстом было много творческой энергии. Вспоминаю одну нашу поездку, после которой он собирался «отразить» жизнь водолазов. В этой же поездке он заинтере совался множеством превосходных вещей. И, что самое главное, именно в эти дни в нём, в его писа тельском арсенале, зародилось многое, касавшее ся русского Севера, что и вошло впоследствии в роман о Петре, - люди, ощущения, пейзажи. Как же это было?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz