Тиетта. 2014, N 2 (28).
Творческая галерея / Art gallery 2014 восемьсот тонн «Садко». Под её тяжестью корма снова опускается, и по-видимому этот момент и является роковым толчком. Стропы на кормовых понтонах расходятся в сплесенях, двенадцатая пара понтонов, взмывая две горы воды, вылетает. «Садко» получает новый, ещё продольный тол чок, и один за другим с бортов вылетают ещё две пары понтонов. «Садко» идёт на дно и ложится, отклонясь от прежнего положения. На борту «Декрета» - молчание. Брови хму рятся. Кое-кто отвернулся, пошел курить. Крылов поднимает плечи, удерживая вздох, - и это всё. Старый «Декрет» качался на волнах. Несколько резиновых шлангов порваны, компрессор ещё ра ботает, и концы их, как змеи, с шипами извивают ся по поверхности воды. Проходят минута - две. Никакой команды, никакого шума. Без суеты, буд то ничего не произошло чрезвычайного, эпронов- цы продолжают прерванную работу. Плывут на лодках к понтонам, медленно уносимым течени ем отлива. Вытравляют порванные тросы, шлан ги, концы. Работает лебёдка. Водолазы, спрыгнув на катер, надевают скафандры. Каких бы это сил и лишений не потребовало - «Садко» должен быть поднят. Большевики не от ступают. Была уже глубокая осень. Близились тума ны и снежные бури. Буксирный пароход «Совнар ком», помогавший своими мощными помпами, ушёл в Архангельск. В пустынном, студенеющем заливе остался один «Декрет» с проржавленны ми бортами, на машины его нечего было рассчи тывать, и водолазы, обследовав грунт, где в новом положении лежал «Садко», начали вручную - кир ками и крючками - пробивать под его днищем ка налы для завода стальных полотенец. По 8 часов водолазы не поднимались на по верхность. Стыла вода, пролетали бури. «Декрет» стонал и метался на волнах. Воля Фотия Крылова; воля всех этих людей была непоколебима. Изму чившихся заменяли новыми, снимая их с менее тяжёлых работ в иных местах Союза. Ошибки учтены, все тросы заменены, сплесени на них сплетены и укреплены с особой тщательностью. Стиснув зубы, эпроновцы работали с 18 сентября по 14 октября. И вот подряд: каракумовцы окон чили пробег, с московского аэродрома стратостат поднялся за пределы достижений, 15 октября «Садко», покинув подводную могилу, облеплен ный раковинами и водорослями (в одной из кают нашли дохлого тюленя), был отведен на понтонах к острову на мель для откачки воды. Это был также один из наших мировых ре кордов, потому что никогда и нигде такое боль шое судно не поднималось таким способом (на 99 ЮЛ . Войтеховский, д.г.-м.н., проф., Е.Н. Шталь всплывающих понтонах) с такой большой глуби ны. Это могли сделать только смелость, творче ство, упорство. Никогда, ни в одной стране до ны нешнего года не считалось возможным работать на глубинах больше 50-60 м. Под огромным давле нием внутри скафандра азот воздуха поглощается кровью. У человека, поднятого с большой глуби ны, кровь как бы закипает, разрываются кровенос ные сосуды. Так было. Этой весной эпроновцы подняли в Финском заливе судно с глубины 100 м. Случилось это без шума, в обыкновенный будничный день. Когда предварительно обсуждали возможность работы человека на таких глубинах, старые водолазы ка чали головами: «Против природы не попрешь, - нельзя». Но недаром понятие «нельзя» поставлено у нас на подозрение и пересмотр. Фотий Крылов сказал: «Давайте попробуем». Начали с трениров ки: под строгим наблюдением врача опускались всё глубже и глубже с каждым днём. Первым по шёл на глубину водолаз тов. Разуваев - крепкий мужчина, выжимающий 14 пудов. Спустившись на палубу, с одной наручной лампочкой, запутал ся шлангом в разорванных снастях, разбил лам почку и едва не погиб в непроглядной тьме, под тяжестью стометрового слоя воды. Потом всё усортовалось, пошло привычным порядком. Водолазы надевали скафандры, свин цовые сапоги, вешали пятипудовые свинцовые пластины на грудь и на спину. Тяжело перева ливаясь с кормы на ступени железной лестницы, погружались, пустив пузыри из медного шле ма и, раскорячась тускнеющей тенью, неслись в чёрную стометровую глубину. Спуск совершал ся в две с половиной минуты. Работать можно было под чудовищным давлением в скафандрах - в 10 атм. - только четверть часа. Зато на поверх ность водолазов поднимали в течение 7 часов, что бы за этот срок кровь могла освободиться от азо та. Поднятых отправляли в камеру с давлением в 2 атм. до окончательного снятия шлема. Был случай, когда один из водолазов, види мо, чего-то испугавшись, там, на дне, дал торо пливый сигнал о поднятии и, не дожидаясь, раз дул воздухом скафандр, чтобы выброситься. Его товарищ, видя, что он раздувается, и зная, что бы стрый подъём - смерть, схватил его сзади за ска фандр и, удерживая, медленно с ним поднимал ся. Он держал его так под водой несколько часов. Под водой опасность - на каждом шагу: за щемится шланг - прекратится подача воздуха, навалится понтон - придавит к борту, рухнет стальная мачта, обвалится переборка внутри зато нувшего корабля, когда водолаз лезет по лестни
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz