Тиетта. 2014, N 2 (28).

Творческая галерея / Art gallery 2014 восемьсот тонн «Садко». Под её тяжестью корма снова опускается, и по-видимому этот момент и является роковым толчком. Стропы на кормовых понтонах расходятся в сплесенях, двенадцатая пара понтонов, взмывая две горы воды, вылетает. «Садко» получает новый, ещё продольный тол­ чок, и один за другим с бортов вылетают ещё две пары понтонов. «Садко» идёт на дно и ложится, отклонясь от прежнего положения. На борту «Декрета» - молчание. Брови хму­ рятся. Кое-кто отвернулся, пошел курить. Крылов поднимает плечи, удерживая вздох, - и это всё. Старый «Декрет» качался на волнах. Несколько резиновых шлангов порваны, компрессор ещё ра­ ботает, и концы их, как змеи, с шипами извивают­ ся по поверхности воды. Проходят минута - две. Никакой команды, никакого шума. Без суеты, буд­ то ничего не произошло чрезвычайного, эпронов- цы продолжают прерванную работу. Плывут на лодках к понтонам, медленно уносимым течени­ ем отлива. Вытравляют порванные тросы, шлан­ ги, концы. Работает лебёдка. Водолазы, спрыгнув на катер, надевают скафандры. Каких бы это сил и лишений не потребовало - «Садко» должен быть поднят. Большевики не от­ ступают. Была уже глубокая осень. Близились тума­ ны и снежные бури. Буксирный пароход «Совнар­ ком», помогавший своими мощными помпами, ушёл в Архангельск. В пустынном, студенеющем заливе остался один «Декрет» с проржавленны­ ми бортами, на машины его нечего было рассчи­ тывать, и водолазы, обследовав грунт, где в новом положении лежал «Садко», начали вручную - кир­ ками и крючками - пробивать под его днищем ка­ налы для завода стальных полотенец. По 8 часов водолазы не поднимались на по­ верхность. Стыла вода, пролетали бури. «Декрет» стонал и метался на волнах. Воля Фотия Крылова; воля всех этих людей была непоколебима. Изму­ чившихся заменяли новыми, снимая их с менее тяжёлых работ в иных местах Союза. Ошибки учтены, все тросы заменены, сплесени на них сплетены и укреплены с особой тщательностью. Стиснув зубы, эпроновцы работали с 18 сентября по 14 октября. И вот подряд: каракумовцы окон­ чили пробег, с московского аэродрома стратостат поднялся за пределы достижений, 15 октября «Садко», покинув подводную могилу, облеплен­ ный раковинами и водорослями (в одной из кают нашли дохлого тюленя), был отведен на понтонах к острову на мель для откачки воды. Это был также один из наших мировых ре­ кордов, потому что никогда и нигде такое боль­ шое судно не поднималось таким способом (на 99 ЮЛ . Войтеховский, д.г.-м.н., проф., Е.Н. Шталь всплывающих понтонах) с такой большой глуби­ ны. Это могли сделать только смелость, творче­ ство, упорство. Никогда, ни в одной стране до ны­ нешнего года не считалось возможным работать на глубинах больше 50-60 м. Под огромным давле­ нием внутри скафандра азот воздуха поглощается кровью. У человека, поднятого с большой глуби­ ны, кровь как бы закипает, разрываются кровенос­ ные сосуды. Так было. Этой весной эпроновцы подняли в Финском заливе судно с глубины 100 м. Случилось это без шума, в обыкновенный будничный день. Когда предварительно обсуждали возможность работы человека на таких глубинах, старые водолазы ка­ чали головами: «Против природы не попрешь, - нельзя». Но недаром понятие «нельзя» поставлено у нас на подозрение и пересмотр. Фотий Крылов сказал: «Давайте попробуем». Начали с трениров­ ки: под строгим наблюдением врача опускались всё глубже и глубже с каждым днём. Первым по­ шёл на глубину водолаз тов. Разуваев - крепкий мужчина, выжимающий 14 пудов. Спустившись на палубу, с одной наручной лампочкой, запутал­ ся шлангом в разорванных снастях, разбил лам­ почку и едва не погиб в непроглядной тьме, под тяжестью стометрового слоя воды. Потом всё усортовалось, пошло привычным порядком. Водолазы надевали скафандры, свин­ цовые сапоги, вешали пятипудовые свинцовые пластины на грудь и на спину. Тяжело перева­ ливаясь с кормы на ступени железной лестницы, погружались, пустив пузыри из медного шле­ ма и, раскорячась тускнеющей тенью, неслись в чёрную стометровую глубину. Спуск совершал­ ся в две с половиной минуты. Работать можно было под чудовищным давлением в скафандрах - в 10 атм. - только четверть часа. Зато на поверх­ ность водолазов поднимали в течение 7 часов, что­ бы за этот срок кровь могла освободиться от азо­ та. Поднятых отправляли в камеру с давлением в 2 атм. до окончательного снятия шлема. Был случай, когда один из водолазов, види­ мо, чего-то испугавшись, там, на дне, дал торо­ пливый сигнал о поднятии и, не дожидаясь, раз­ дул воздухом скафандр, чтобы выброситься. Его товарищ, видя, что он раздувается, и зная, что бы­ стрый подъём - смерть, схватил его сзади за ска­ фандр и, удерживая, медленно с ним поднимал­ ся. Он держал его так под водой несколько часов. Под водой опасность - на каждом шагу: за­ щемится шланг - прекратится подача воздуха, навалится понтон - придавит к борту, рухнет стальная мачта, обвалится переборка внутри зато­ нувшего корабля, когда водолаз лезет по лестни

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz