Тиетта. 2014, N 1 (27).

. История науки / History of science 2014 \ 51 \ 1 Dear friend and tutor Дорогой друг и наставник The current article by outstanding Russian crystallographer Acad. N.V. Belov is dedicated to his professional and friendly ties with Acad. А.Е. Fersman. It also delineates events of the 1920-1930s, when the apatite-nepheline industry was at its infancy on the Kola Peninsula. Предыдущий выпуск «Тиетты» был целиком посвящён 130-летию со дня рождения акад. А.Е. Ферсма­ на (1883-1945). Но эта тема едва ли ис­ черпаема. И здесь читатель снова най­ дёт статьи, прямо или косвенно отно­ сящиеся к Ферсманиане. Мы реши­ ли опубликовать известную специа­ листам, но мало знакомую широкому кругу читателей, статью выдающего­ ся российского кристаллографа акад. Н.В. Белова (1891-1982, фото) «Доро­ гой друг и наставник» о становлении его профессиональных и дружеских отношений с акад. А.Е. Ферсманом. Сам он характеризует их не иначе как «ученик - учитель», отдавая должное его памяти. Вместе с тем, статья ха­ рактеризует начало хибинской эпо­ пей в 1920-30-х и сообщает любопыт­ ные эпизоды истории отечественной науки тех лет. Написанная ярко, полная исторических деталей, статья должна привлечь внимание всех интересующихся историей науки. Гл. редактор Дорогой Александр Евгеньевич. Вряд ли кто- либо из многочисленного окружения акад. А.Е. Ферсмана может начать свои воспоминания о нём иными словами. Меня нередко мучат угрызения совести, что я не участвовал в первом сборнике воспоминаний об А.Е. Ферсмане. Сказалась тогда моя малая ещё в то время опытность и робость. В моих глазах А.Е. Ферсман всегда был ярко вы­ раженным учёным-романтиком, но мне казалось, что в сборнике, посвящённом его памяти, статьи должны быть сугубо классическими со скучными петрохимическими валовыми анализами, с та­ блицами угасаний и погасаний, с бесчисленными разновидностями амфиболов и хлоритов, с по­ хожими друг на друга, как капли воды, кумминг- тонитами, рибекитами, арфведсонитами, тремо­ литами и т.д. и т.п. Почти все 30 статей сборника были весьма просты и сходны, в них говорилось о том, какой хороший человек был Александр Ев­ геньевич, наш общий учитель и друг. Но именно не добряк, а хороший человек. Хорошее отноше­ ние к людям было методом воспитания ферсма- новских кадров. В отличие от своего учителя акад. В.И. Вер­ надского (фото - ред.), который в разговоре с уче­ ником редко давал последнему возможность сколько-нибудь подробно изложить своё соб­ ственное мнение, Александр Евгеньевич старался убедить, доказать ученику, что именно ему (учени­ ку) принадлежит львиная доля в предложенном исследовании, за учеником основная идея, в кото­ рой академику одному не разобраться было. Если же действительно что-либо получалось, то уче­ ник удостаивался самой большой похвалы и пред­ ставлялся в очень высокие инстанции. Именно та­ ким образом я вместе с Александром Евгеньеви­ чем побывал у Серго Орджоникидзе и у Предсе­ дателя Совнаркома Карело-Финской Республики. И такое отношение к начинающим заниматься на­ укой действовало весьма положительно. Я, во вся­ ком случае, с уверенностью могу сказать, что если чего-либо достиг в науке, то сделал меня учёным дорогой, хороший Александр Евгеньевич. В его поле зрения я попал достаточно поздно. Мне уже было 36 лет, когда один из самых предан­ ных А.Е. Ферсману сотрудников, химик Н.И. Вло-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz