Тиетта. 2014, N 1 (27).

Наука / Science Л “м ШАФРАН И АВАНТЮРИН может быть представлено как объединение неко­ торого семейства 3 своих подмножеств, замкнуто­ го относительно объединения любого числа и пе­ ресечения любых двух из них. 3 называется топо­ логией ЭТ. Если в ЭТ можно выбрать семейство К подмножеств так, что каждое множество из 3 есть объединение некоторых множеств из К, то К на­ зывается базой ЭТ». Зачем это нужно? Затем, что петрограф, идя от очевидности, никогда не по­ гружает рассуждение об устройстве горной поро­ ды в заведомо достаточное для этого мыслитель­ ное пространство. Горная порода как агрегат раз­ личимых невооружённых глазом или под микро­ скопом минеральных зёрен - с этой очевидностью нечего делать. Все фундаментальные истины при рождении неочевидны! На всяком множестве можно задать две край­ ние топологии: примитивную (тривиальную) - множество воспринимается как неделимое целое (горная порода - как неделимый штуф), и дис­ кретную - топология включает все подмножества исходного множества. По-видимому, поиск базо­ вой теории о строении горной породы есть, хотя бы отчасти, поиск её топологии, промежуточной между указанными крайностями. Сегодня мож­ но утверждать лишь то, что дискретная тополо­ гия заведомо достаточна, поскольку позволяет вы­ делять в горной породе любые элементы - мине­ ральные зёрна и их ассоциации, определять на них отношения и строить представления о ней как пространстве толерантном, измеримом, метриче­ ском, коррелированном (это уже построено, надо идти дальше)... Дискретная топология удобна, но насколько она просторна? По определению, 3 =2ЭТ. В нашем рассуждении о бесконечной горной поро­ де ЭТ= К0. Следовательно, 3 = - мощность конти­ нуума! Вот с какой огромностью имеет дело петро­ граф, если решается мыслить горную породу бес­ конечной, как это уже более века уверенно дела­ ет коллега-кристаллограф. И если категория топо­ логического пространства - именно то, что нужно для развития петрографической теории. На этот вопрос ответит только вр ем я . Войтеховский Ю.Л., д.г.-м.н., проф. Апатиты Шафран и авантюрин The current publication is Cand.Sci. (Geol.-mineral.) M.N. Petrovsky's debut in The Tietta magazine. The author's fields o f interest are mineralogy, which became his profession, and botanics, which is a hobby, but it might have been vice versa. M.N. Petrovsky is a member of the Russian Mineralogical Society and Russian Botanical Society. This harmonious dualism is clearly seen in the story. Казалось бы, что общего может быть у шаф­ рана и авантюрина? Один - пряность (речь о пря­ ности, а не о цветке), другой - поделочный ка­ мень? Люди, имеющие представление о предме­ те разговора, могут сказать, что шафран и авантю­ рин объединяет цвет. Действительно, цвета шаф­ рана, как и цвета наиболее часто встречающихся разновидностей декоративно-поделочного аван­ тюрина - оранжевый, медово-жёлтый, золотисто­ вишнёвый, красный. Но вот только ли цвет явля­ ется тем единственным, что их связывает? Оказы­ вается, их могут связывать люди, для которых вы­ ражение: «Только бизнес и ничего личного!» - яв­ ляется главенствующим. Например, у нас в городе «шафран» и «авантюрин» продают на выставках- ярмарках: «Новогодняя карусель», «Каменный цветок», «Имандра». А почему «шафран» и «аван­ тюрин» я взял в кавычки, вы поймёте ниже. Мне приходилось неоднократно наблюдать, как люди стараются занять очередь к продавцам специй именно за шафраном, а в итоге покупают шафран в кавычках. Такая же история - и при по­ купке украшений из авантюрина. Думаю, что не сильно преувеличу, если выскажу предположе­ ние, что абсолютному большинству женщин хо­ телось бы носить украшения из красивого нату­ рального камня. У продавцов украшений в мага­ зинах и на выставках-ярмарках лежат красивые бусы, браслеты, броши, кулоны, кольца, а на эти­ кетках написано «авантюрин», и цена приемле­ мая. Полагаю, мало кто сможет устоять и не ку­ пить хоть что-нибудь из украшений. Но радость приобретения может быть омрачена, если вещь окажется банальной стеклянной имитацией. Чи­ татель может подумать, что автор не говорил про­ давцам о том, что они торгуют не настоящими

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz